ПИАРова победа

Без юристов и без великой Скобликовой Россия выиграть и не могла

  Мой любимый писатель Сергей Довлатов делился как-то с другим замечательным писателем — Игорем Ефимовым — впечатлениями об одном новом знакомом: “На второй минуте он мне сказал: “Оба мы с вами не гении”, и мне это как-то не понравилось. Есть в таком заявлении какая-то неприятная правда...”
    
     Возможно, в том, что я напишу, тоже будет неприятная правда. Наверняка это многим (в первую очередь — чиновникам) не понравится. Но если не начнешь бить в набат и кричать в голос сейчас, когда мы худо-бедно увезли с Олимпийских игр шестнадцать медалей, из которых шесть — золотых, то потом будет еще хуже. Провал полный будет — вот что.
     В Солт-Лейк-Сити Россия и не могла победить (речь об общем зачете).
     Не только потому, что мы бедные. И денег на современные восстановительные препараты зачастую не хватает.
     Не только потому, что привыкли работать по старинке. И некому было ни методично отстаивать наши права в судах — в составе российской делегации не оказалось квалифицированных юристов, ни организовать остервенелую кампанию по защите обиженных спортсменов, как сделали канадцы, — не было у нас и специалистов по пиару.
     Но мы не могли победить и по чисто спортивным причинам. В российской сборной не нашлось супергероев. Тех, кто делает олимпийскую погоду. Тех, кто способен привезти с Олимпиады не одну, а минимум пару-тройку наград. Таких, как великая конькобежка Лидия Скобликова и великий биатлонист Александр Тихонов.
     Остается только позавидовать норвежцам, у которых один только бегущий-стреляющий человечек Оле-Эйнар Бьорндален кладет в общекомандную копилку три (а по сути — учитывая эстафету — четыре) медали высшей пробы. И финнам, которым Самппа Лаюнен собрал все “золото” Солт-Лейка в двоеборье. И даже — хорватам: у них тоже есть феноменальная горнолыжная девушка Яница Костелич, поднимавшаяся на нынешних Играх трижды на первую пьедестальную ступеньку и еще один раз — на вторую...

Как срезали Слуцкую

     Наивно оправдывать собственные неудачи тем, что Олимпиада проходила в Америке: мол, ох как непросто выигрывать “в логове врага”. Это — для младших групп детского сада и митингов в фойе института Сербского... Но и закрывать глаза на то, что на хозяев Олимпийских игр работали многие посторонние (чуть не написал — потусторонние) силы, было бы лицемерием.
     О том, как “фигурные” судьи увели заслуженное “золото” у Ирины Слуцкой, писано-переписано. На первый взгляд правы и те, кто говорит о технических ошибках нашей девушки: нечего, мол, спотыкаться, откаталась бы чисто — тогда и жалуйся. Кто спорит, помарки в программе были, но крайне незначительные. Да и что сейчас об этом, фигуристка и ее тренер Жанна Громова и сами прекрасно видят свои недостатки и, уверен, уже усердно работают над их исправлением...
     Дело в другом — выиграть Ирине все равно не дали бы. Об этом говорит прежде всего такой факт: баллы за технику у Слуцкой были выше, чем у нечаянной олимпийской чемпионки — 16-летней Сары Хьюз. Срезали-то российскую фигуристку именно на второй оценке. Скажите, кто из вас (я обращаюсь и к судьям, и к американским болельщикам) всерьез считает, что по-подростковому угловатая Сара была артистичнее обаятельной Ирины?
     Значит, ее сбои (за которые, по мнению съевшей на фигурном катании не одну собаку Елены Вайцеховской из “Спорт-экспресса”, могли скинуть максимум одну десятую) тут ни при чем. Получается, судьи изначально были настроены на то, чтобы вытащить на первую строчку американку. Не вышло с Мишель Кван, не вышло с Сашей Коэн. Зато получилось с Сарой Хьюз. Хотя мне лично было бы приятнее (коль уж выбирать надо исключительно из хозяйских девушек), если б победила потрясающе откатавшая и так глупо споткнувшаяся милашка Саша...

Мани-мани-мани...

     Впрочем, не только нас отодвигали в сторону хозяева, шагая на верхнюю ступень пьедестала. До чего жаль было южнокорейского парня Ким Дон Суна, победившего в соревнованиях по шорт-треку и уже совершившего круг почета с флагом своей страны, а потом — спешно дисквалифицированного за то, что якобы блокировал американца Аполло Антона Оно... Любой нейтральный наблюдатель скажет вам: усмотреть в действиях корейца нарушение можно было лишь при оч-чень большом желании. Но — усмотрели-таки: разве могли штатовцы, еще до Олимпиады уподобившие быстроногого Аполло древнегреческому Аполлону, допустить, чтобы бог остался на втором месте?
     Чудовищный прогресс американских конькобежцев вообще не может не удивлять. Как и сенсационная победа в забеге на 500 метров Кей Си Фитцрэндольфа.
     “Какие у вас в конькобежном мире на сей счет мнения?” — пытал я, помнится, нашего скорохода Дмитрия Шепеля. “Да какие тут могут быть мнения? Подарили медаль американцу, отняли у японца. Не знаю, что с судьей было, но он однозначно отпустил Фитцрэндольфа с фальстарта. Потому что американец невероятно сильно разогнался: раньше показывал результат около 9,6—9,7 (секунд. — А.Л.), а тут было 9,44. Это фантастика! Он никогда так не разгонялся и не разгонится. Если, конечно, кто-то не поможет. Во второй-то день соревнований он уже седьмым был (и все равно по сумме остался первым). Так не бывает...” — “А раньше с таким сталкивались?” — “У нас, конечно, всякое бывает. Допустим, проходят состязания в Коломне или в Свердловске. Дает старт местный судья. И он, конечно, может отпустить, как у нас говорят, своего земляка. Но это в принципе ерунда и никому не надо... А вот на столь крупных соревнованиях такого, признаться, еще не видел!”
     Ну а что вы хотели, Дима? Это же Америка. Мани-мани-мани...

Слава — Фетисову!

     Ну вот, так и знал — опять начался этот вой: да зачем нужны были эти энхаэловцы, зажрались, Россию не любят, вот поэтому только третье место и заняли...
     Возражений, собственно, два. И оба — принципиальные.
     “Россию не любят” — это вообще смешно. Во-первых, потому что, начиная рассуждать на эту тему, волей-неволей начинаешь сбиваться на пафос. Так что давайте просто поставим вопрос по-другому. Ради чего тогда ребята приехали в Солт-Лейк-Сити? Из-за денег? Это они-то, миллионеры, пожертвуют двумя неделями законного отдыха из-за гипотетических 50 тысяч? Тем более что премиальных от наших спортивных чиновников еще и не дождешься. За Нагано-98, знаю, многие хоккеисты гонорар ждали по два года. Да и в том, что получили все и всё, уверенности, честно говоря, никакой...
     Теперь — насчет “только третьего места”. До него, между прочим, не добрались ни чехи с Яромиром Ягром, ни шведы с Матсом Сундином, ни финны с Теему Селянне. И страшно, скажу вам, нашей “бронзе” теперь завидуют. Пробиться в финал, в котором организаторы спали и видели североамериканское дерби Канада—США, можно было лишь при одном условии: российская сборная должна быть на голову выше. Чего, глупо спорить, не было. Да и не могло, как теперь понимаю, быть — подбор игроков у нас с канадцами-американцами примерно равный, а сборы нам, в отличие от них, провести не удалось. Да и доолимпийского опыта работы главным тренером у Вячеслава Фетисова — не было. Именно его, мне кажется, в решающий момент и не хватило...
     Стоило ли тогда, спросите вы, доверять ему сборную? Конечно, стоило, отвечу я. Ибо альтернативы Вячеславу Александровичу (притом что мы вовсе не друзья-приятели, да и вряд ли таковыми когда-нибудь станем) я не вижу. А опыта набираться когда-то надо, верно?
     Оперируя рулеточно-карточными терминами — он поставил на эту Олимпиаду все. В том числе и свою тренерскую карьеру.
     И — увы — споткнулся о проклятый американский порог. Не знаю, как вам, а мне лично Фетисова в этой ситуации жалко гораздо больше, чем хоккеистов.
     А впрочем — чего его жалеть? Вячеслав Александрович доказал: работать он умеет. А значит — не пропадет. Уверен...

* * *

     ...Олимпиада для нас закончилась так же по-дурацки, как, собственно, и прошла. В Шереметьевском аэропорту мы — российские спортсмены, тренеры, журналисты — сначала в течение сорока минут тщетно пытались дождаться своих чемоданов, а потом кто три, а кто и все пять часов изнывали в застывшей очереди, чтобы вручить аэрофлотовским чиновникам заявления о таинственном исчезновении багажа.
     Впрочем, позже выяснилось, что на самом-то деле он никуда и не исчез. Просто остался в Солт-Лейк-Сити. Как оказалось, чуть ли не в последний момент к олимпийскому чартеру подвезли машину, груженную загадочными тюками из так называемого Русского Дома...
     Что там было — недопитая водка, недоеденные бутерброды, нераспроданные матрешки и самовары? — поди разбери. Да это, в общем, и не важно. Главное, что триста с лишним баулов, сумок, предметов спортивного инвентаря (так, олимпийский чемпион Михаил Иванов, как уже сообщал “МК”, остался без чемпионских лыж, а победительница соревнований в биатлоне Ольга Пылева — и вовсе без медалей) в самолет элементарно не влезли.
     И это, сдается, глубоко символично. На эти Олимпийские игры наши спортруководители, а также многочисленные сопровождающие их лица (и животы) поехали не для того, чтобы помогать другим: атлетам — выигрывать, а нам, репортерам, — получать горячую информацию. А для того, чтобы как следует оттянуться и попраздновать российские победы. Вот только праздновать, увы, было особо нечего...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру