“Мама, дай денежку!”

Как научить чадо обращаться с кошельком

  Говорят, сегодня многие дети без материального стимула даже на горшок не сядут. И в этом, конечно, есть “заслуга” родителей: одни сулят премию за “пятерку”, другие готовы заплатить, только бы сын убрался в своей комнате.
     Иногда поощрить рублем полезно. Но как не переборщить: чтобы отпрыск не превратился в “акулу капитализма”, третирующую всех домашних? Как научить ребенка тратить деньги с умом и ценить то, что для него заработали родители?

     
     Одно из первых слов, которые осваивает малыш, — “дай”. Год от года детские запросы будут только расти. Специалисты считают: просветить чадо на тему “что почем” стоит уже в 5—6-летнем возрасте. Если не раньше.
     Детский психолог Елена Логинова для начала советует рассказать малышу самые простые истины: “Мама и папа ходят на работу, чтобы заработать денежку. А деньги нам нужны, чтобы платить за квартиру, чтобы у нас было все необходимое”. Елена призывает с малых лет учить ребенка “жить по средствам”: “Не бойтесь говорить: “Нам это не по карману” или: “Это хорошая вещь, но сначала мы должны купить себе покушать, купить одежду, а что останется, сможем потратить на игрушку”.
     Есть ряд ключевых “бизнес-навыков”, которым надо обучать ребенка по мере его взросления. Допустим, 4-летнему малышу можно подарить кошелек или копилку, чтобы он складывал туда мелкие монеты и подсчитывал их. На наглядном примере покажите, что значит копить деньги: “Сегодня мы собрали пирамидку из монет, а завтра добавим еще. Пирамидка стала выше”.
     В 9—12 лет ребенок должен уметь сходить в магазин за покупками, проверить сдачу. (Обратите его внимание на то, что цены на товары могут резко отличаться в зависимости от магазина, упаковки.) Ваше чадо должно постепенно привыкать выполнять необходимые бытовые расчеты: покажите, как оплачивать мобильный телефон, как вы заполняете квитанции на оплату коммунальных услуг (за квартиру, воду).
     Начните учить сына или дочку планировать расходы — например, пусть составит список намеченных покупок (сладости, диск любимой группы, билет в кино) и выберет, что важнее купить в первую очередь.
     Развить финансовую смекалку и предприимчивость помогут настольные игры типа “Монополии”.
     А в 10—12 лет можно пойти вместе с ребенком в банк: откройте ему сберегательный счет, который будете вместе пополнять время от времени. В конце года снимите накопленное и купите долгожданный велосипед или ролики.
     Лет в 13 полезно сходить с ребенком на ярмарку вакансий для подростков. Городская служба занятости предлагает детям “каникулярные” подработки озеленителями, дворниками, курьерами и при этом строго следит за соблюдением трудового законодательства. Опыт самостоятельных заработков научит ребенка ценить и деньги, и время, и труд родителей.

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ

     “Давать ли ребенку карманные деньги?”
     Елена Логинова: “Они необходимы школьнику, чтобы он не чувствовал себя обделенным в компании сверстников. Второкласснику достаточно десяти-двадцати рублей, на пирожки в буфете. В 6—7-м классах потребности ребенка и суммы, конечно, возрастают (хочется купить необычную ручку или молодежный журнал, наклейки). Пусть дети сами решат, на что потратить деньги. Но объясните: если сумму, выданную на всю неделю, подросток спустит за один день — новую порцию наличных раньше срока все равно не получит”.
     МЕЖДУ ТЕМ. Соцопрос детей из стран Евросоюза показал, что большая часть карманных денег у них уходит на сладости, минералку и соки, далее следуют журналы, комиксы и еда из фастфудов. Одежду, игрушки и мобильные разговоры родители оплачивают отдельно.
     
     “Поощрять ли рублем за хорошие отметки?”
     Елена Логинова: “Формула “утром “пятерки” — вечером премия” может дать совсем не тот результат, на который надеются родители. У ребенка переворачивается мотивация — он начинает учиться не для себя, а для мамы с папой. Ему интересен не сам предмет, а то, сколько можно заработать”.
     
     “Можно ли платить детям за работу по дому?”
     Елена Логинова: “Вывешивать дома прейскурант на мытье посуды и вынос мусора — не лучшая затея. Это может привести к тому, что со временем ребенок станет манипулировать родителями: будет искать повод, чтобы требовать больше и больше.
     У каждого в семье есть свои обязанности: мама для всех готовит, папа что-то ремонтирует, ребенок выгуливает собаку и убирается в квартире. И что: платить за это друг другу деньги?! Вот если кроме своей основной работы ребенок сделал что-то еще — например, помыл машину, — тогда его можно поощрить”.
     
     “Должен ли ребенок знать, где родители хранят деньги?”
     Елена Логинова: “Можно рассказать ребенку, где лежат деньги на текущие расходы. А вот о месте “неприкосновенного запаса” лучше не распространяться. Но обязательно объясните, как себя вести в случае экстренной ситуации: кому звонить, что делать. И еще: не “разбрасывайте” деньги по квартире: на столе, на подоконнике. Купюры на видном месте — большое искушение для подрастающего ребенка”.
     
     В Америке есть специалисты по финансовому воспитанию детей. В Германии существует официальное предписание родителям: выдавать подрастающему поколению деньги на карманные расходы (от 50 центов до 30 евро в неделю в зависимости от возраста ребенка). Причем дитя может пожаловаться на маму с папой, если те не платят. В Великобритании популярны специальные банковские вклады для ребят от 7 до 17. На счет можно положить сумму, равную всего одному фунту стерлингов, — на ее примере менеджер расскажет маленьким клиентам, как составлять бюджет, планировать карманные траты. Российские банки предлагают услугу “онлайн-калькулятора детского бюджета”: электронная система помогает детям лучше понять роль сбережений, а взрослым — контролировать расходы детей на школьные завтраки, игрушки, транспорт и изучать их покупательские привычки.

ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ

     •Один из самых высокооплачиваемых спортсменов мира автогонщик Михаэль Шумахер не балует деньгами детей. Получая около 80 миллионов долларов годового дохода, Шумахер признался немецким журналистам, что своей малолетней дочке Джине-Марии и сыну Мику он выдавал всего по два евро в неделю. Это не больше, чем имели другие 6—8-летние знакомые малыши. Шумахер считает важным научить наследников ценить деньги, понимать, что благосостояние создается трудом.
     •Звезда комедии “Один дома” Маколей Калкин слишком рано начал зарабатывать большие деньги. В итоге из “просто сына” Маколей превратился для своих родителей в источник дохода. Знаменитая роль принесла мальчугану несколько наград (лучший комедийный актер года, “Ребенок года”) и гонорар в 100 тысяч долларов! О подобных заработках его родители могли только мечтать. Калкин-старший взялся лично вести все финансовые дела сына и переговоры о новых ролях. Работа Маколея в “Один дома-2” стоила уже 5 миллионов долларов. Калкина называли самым высокооплачиваемым актером-ребенком.
     Но в погоне за гонорарами отец, похоже, не слишком заботился о творческом росте отпрыска: интереснее было количество нулей в чеках, чем качество ролей. Спрос на Калкина стал падать. В 1994-м Маколея признали худшим актером года… Не лучше были и дела семейные: родители подростка судились между собой из-за денег “малыша”, со скандалом разошлись. На какое-то время Маколей перестал сниматься, увлекся вечеринками. Взрослые с попеременным успехом спорили за право опекунства над несовершеннолетним золотоносным сыном. В общем, хоть в реальной жизни Мак и не остался один дома, детство его получилось беспокойным.
     •Громкий скандал на финансовой почве потряс в 2004 году семью Анны Курниковой. Желая сделать дочку великой теннисисткой, родители не жалели ни сил, ни средств. Аня надежды оправдывала: из “потребителя” она постепенно превратилась в главную добытчицу в семье. “Аня отдает все деньги, и мы вместе решаем, на что потратить заработанное, — говорила мама спортсменки Алла. — Аня возвращает семье то, что на нее истрачено”. Но, похоже, мнения Анны и ее родителей насчет суммы “долга” разошлись.
     В апреле 2004 года мать Курниковой подала иск в суд, желая отсудить у дочери 2/3 дома в Майами-Бич. Дом на берегу Атлантики (с семью спальнями и туалетами, столовой, гостиной, бассейном, причалом, 50-метровым пляжем) Анна купила в 2000 году за $5 млн. По словам Ани, она внесла имена папы и мамы в купчую “в плане дальнейшего распоряжения имуществом”, чтобы они не оказались без крыши над головой, если с Аней что-нибудь случится. Однако в разгар конфликта дочь потребовала вычеркнуть имена родителей из купчей.

ЧТО У ДРУГИХ?

     Елена, 45 лет: “В свое время мы отдали дочку в спортивную секцию: после школы отвозили Юлю на машине на занятия на другой конец Москвы, по вечерам ждали ее с тренировок у спорткомплекса. Когда Юля стала получать первые деньги за соревнования, мы говорили: “Это твои” — и тратили их только на нее. А если приходилось что-то купить на эти деньги (продукты, например) или за квартиру заплатить, то потом “возвращали долги”. В итоге мы даже сами не заметили, когда Юля изменилась. Она все переводит на деньги! Допустим, мы с мужем много сил положили на ремонт квартиры. И Юля случайно опрокинула кастрюлю с супом на новые обои, но только заметила свысока: “Я заплачу вам”. Думаю, мы сами виноваты: в семье все должно идти в общую копилку. А у нас получилась, что Юля — центр вселенной и только ей все что-то должны”.
     Игорь, 37 лет: “Я всю зарплату отдаю жене, а она уже сама выдает сыну и дочке на карманные расходы. Деньги небольшие: на мороженое, на шоколадки. Если дети хотят пойти в кино или поехать на экскурсию, то подходят к маме и на эти цели получают отдельно. Мобильник оплачиваем сами. В общем, даем деньги детям по их потребностям, но исходя из наших возможностей”.
     Марина, 28 лет: “Недавно дочка пришла из школы и стала хвастаться — ей удалось проехать на маршрутке и не заплатить: было много людей, и никто не разобрался, что она не дала денег. Я объяснила, что так поступать нечестно: это все равно, как если бы она работала, а ее обманули и не заплатили за труд”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру