Амбициозный Отец яблок

Уровень жизни в Алма-Aте и в Москве

  Вот уже более 15 лет, как распался Советский Союз. Каково нынче живется в бывших республиках СССР? Как правило, в новостях нам рассказывают о политике, а вот о насущном — ценах на хлеб, квартиры, одежду и т.д. — мы практически ничего не знаем. “ЭВ” открывает цикл текстов, в котором будет по минимуму рассказывать о политике и по максимуму — о качестве жизни людей в столицах Советских Социалистических Республик. Первый рассказ — об Алма-Ате, бывшей столице Казахской ССР.

Первые впечатления

     Алма-Ата (по-казахски — Отец яблок), утратив звание столицы Казахстана, фактически продолжает ею оставаться. Об этом в первую очередь говорят цены на жилье, сопоставимые с московскими, пробки на дорогах, а также большой приток населения со всей страны. Тем не менее город, кажется, почти не изменился со времен СССР. Вроде и дома новые строятся, и машин на улицах больше, чем пешеходов, и иностранные бренды на рекламных растяжках красуются. Но все же такое ощущение, что попадаешь в доброе советское прошлое, лет на двадцать назад. Где-то площадь вымощена знакомыми крупными бетонными плитами, где-то железная оградка прогнулась под тяжестью времени, да и фонтаны, судя по всему, остались нетронутыми со времен социализма. Но ощутить тот дух времени на несколько дней, признаюсь, очень приятно.
     Как и Москва, Алма-Ата — государство в государстве. Как и в Москве, в Алма-Ате живет десятая часть населения страны (полтора миллиона человек). Но в отличие от Белокаменной люди здесь неспешные, спокойные и доброжелательные. Такими, впрочем, они были всегда — Восток есть Восток.
     Крупные заводы, которые при СССР корпели на оборонку, сейчас не работают. Но воздух чистым не назовешь. Если подняться в горы (Алма-Ату окружают 4-километровые вершины Тянь-Шаня), видно, как над городом висит смог — как и в Москве, результат автомобильного бума. Особо роскошных авто я не увидела — в основном по городу колесят “праворукие” “японки”, хотя встречаются и мощные джипы, и потрепанные “Жигули” перестроечной эпохи. Поскольку большинство водителей имеют маленький стаж, ездят они как бог на душу положит, создавая немаленькие пробки. Впрочем, дело не только в горе-автомобилистах — алма-атинские дороги давно исчерпали пропускную способность, к тому же здесь нет ни одной многоуровневой развязки. Администрация города собирается бороться с заторами по-серьезному. Уже начато строительство двух новых дорог. Одна, 64-километровая, пройдет в объезд Алма-Аты, другая представляет полукольцо в черте города (в процессе ее строительства снесут почти 400 одноэтажных домов). Чтобы разгрузить центр от транспортных потоков, некоторые правительственные учреждения перенесут ближе к окраинам. Ну и, наконец, в 2009-м в Алма-Ате откроется первая линия метро. Она маленькая — 8 километров длиной, 7 станций, — но алмаатинцы уже сейчас говорят о ней с гордостью и приглашают на торжественное открытие.

Жилье

     Как рассказали нам гостеприимные хозяева, после переноса казахстанской столицы на север квартиры в Алма-Ате резко потеряли в цене, зато в Астане взметнулись до небес. Но прошло немного времени — и ситуация изменилась с точностью до наоборот. Продав двухкомнатную квартиру в новой столице, в Алма-Ате на эти деньги не купишь даже “однушку”. Сейчас стоимость алма-атинского жилья быстрыми шагами приближается к московскому уровню — 1 кв. м квартир в престижных домах Алмалинского или Медеуского районов достигает $8 тыс. Можно взять ипотеку под 13—15% годовых в долларах и 15—17% в тенге, что доступно далеко не всем. Правда, с 2004 года в городе действует целевая жилищная программа. В ней могут участвовать молодые семьи (супруги должны быть не старше 29 лет и иметь хотя бы одного ребенка), госслужащие и работники социальной сферы — учителя, врачи и т.д. Для них “квадрат” обходится в $350—450 (для сравнения: по московской программе “Молодой семье — доступное жилье” стоимость 1 кв. м достигает $800—1000), а ставка по кредиту на 20 лет — 10% годовых в долларах (в российской столице рассрочка платежа предоставляется на 10 лет по ставке кредита 13%).
     На первом этапе программы за последние три года льготные квартиры в Алма-Ате получили больше 5 тысяч семей (в Москве с 2000 по 2005 год счастливчиками стали 9600 семей). Еще столько же должны справить новоселье в течение следующих трех лет (в Москве с 2006 по 2008 год улучшат жилищные условия около 23 тысяч супружеских пар). Но получить доступное жилье даже семьям с детьми не так-то просто. Для того чтобы попасть в очередь на льготную квартиру, нужно, в частности, чтобы на каждого члена приходилось менее 15 кв. м. Если хоть на метр больше — государство помогать не станет. В столице России на каждого очередника должно приходиться не более 10 кв. м, если люди живут в отдельной квартире, и не более 15 кв. м, если в коммуналке. “На кредит для молодой семьи мы претендовать не можем — у нас 3-комнатная квартира в 50 кв. м, — рассказывает 28-летняя алмаатинка Асель. — В принципе мы с мужем зарабатываем прилично и можем себе позволить обычную ипотеку. Но, честно говоря, жаль отдавать такие огромные деньги. Сейчас, пока нас трое — я, муж и дочка, — места нам хватает, но вообще я планирую иметь троих детей, так что со временем придется расширяться”.

Аренда

     Поскольку купить квартиру среднестатистическому алмаатинцу уже не под силу, в городе процветает аренда жилья. Так, если в Медеуском районе самая простая “однушка” на вторичном рынке стоит около $70 тыс., то ее аренда обойдется в $500—600 в месяц. В элитных домах и новостройках в деловом центре города однокомнатные квартиры встречаются редко, а аренда “двушки” в среднем обходится в $1,5—2 тыс. в месяц. Но при более скромных запросах можно найти двухкомнатное жилье подешевле. Скажем, на центральной улице Абая расположены дома не очень хорошего качества, и потому за тысячу с небольшим “зеленых” можно снять и “трешку”.
     Сопоставив стоимость аренды жилья со средней зарплатой, получим: алмаатинцу, желающему снять квартиру, придется отдавать за нее как минимум свою зарплату (13 тыс. руб.). То же, впрочем, можно наблюдать и в Москве, где “однушку” на окраине города уже не найдешь дешевле, чем за $800 в месяц (20 500 руб.). И это при том, что стоимость сдающихся в аренду квартир и в том, и в другом городе повышается гораздо медленнее, чем на рынке купли-продажи.
     Иногда единственным выходом становится аренда коммуналки или комнаты у бабульки — в Алма-Ате это можно сделать за $80—200 в месяц (в Москве — за 150—500). В отличие от столицы России, в бывшей казахстанской столице есть частный сектор. Свой дом по дешевке хозяева, конечно, не сдадут, а вот пристройку во дворе — за милую душу. Больше всего такого жилья сдается в микрорайоне “Заря Востока”, расположенном вблизи китайской барахолки.

Одежда и питание

     Алма-Ата стремительно становится дорогим городом. Одежда в бутиках, как и в Москве, стоит бешеных денег. “К нам приезжал англичанин, авиакомпания потеряла его багаж, и он был вынужден покупать себе одежду, — рассказали мне местные жители. — Так у него глаза на лоб вылезли от наших цен. Он все удивлялся, почему простая майка из хлопка стоит 5000 тенге (больше тысячи рублей. — “ЭВ”). Как он сказал, в Лондоне вещи в пять раз дешевле”. Кстати, несмотря на близость Китая, в городе только один чисто китайский рынок, да и тот маленький. А всего рынков — 86, но люди на них уже почти не одеваются.
     Поскольку мне предстояла поездка в горы, где до сих пор лежит снег и даже катаются отчаянные сноубордисты, то я в поисках теплых вещей зашла в Центральный универмаг. Большинство вещей, как и предполагалось, — китайского производства. Но цены, несмотря на близость производителя, кусались. Самая дешевая толстовка (из разряда тех, что надевают только в походы и на дачу) стоила 2000 тенге (больше 400 рублей). Что-то поприличнее начиналось от 10 тысяч тенге (2000 рублей). Денег было мучительно жалко, но тут неожиданно выяснилось, что в пункте проката перед подъемом в горы выдают теплые куртки. В итоге в китайскую экономику я не инвестировала ни копейки.
     Зато продукты в Алма-Ате достаточно дешевы. В магазинах продаются и изделия собственного производства, и импортные. На одной полке с английским виски и местным пивом стоят позабытые нами грузинские вина и грузинская же минералка. В одном из ресторанов мне предложили нижегородскую водку, отрекомендовав ее как очень хорошую.
     Отдельно стоит сказать про мясо-молочные продукты. В Казахстане эта пища всегда была вкусной и питательной. Сейчас, в эпоху глобализации, ничего не изменилось. Мясо — натуральное, без сои, ГМО и прочих ужасов нашей цивилизации. Национальное блюдо бешбармак — мясо, тесто и лук в бульоне — не может оставить равнодушным, наверное, никого. В сметане, которую я заказала, чтобы съесть с бурсаками — местными пончиками, — стоит ложка. И не из-за стабилизаторов, а просто потому, что сметана — настоящая, приготовленная из свежих деревенских сливок. Последний раз, пожалуй, я ела такую в раннем детстве. Услышав про туалетную бумагу в колбасе, местные жители несказанно и, кажется, вполне искренне удивились. И в магазинах, и на местном рынке помимо заводской продукции можно купить вкуснейшую домашнюю колбасу — казахстанцы отдают предпочтение конской. Она действительно очень качественная и сытная. Говорят, на ее производство идут жеребята, которых выпасают на высокогорных лугах и кормят исключительно экологичными кормами и чистой водой. Единственное, что мне не понравилось, — осетрина, причем заказывала я ее в хорошем ресторане. Рыбу казахи готовят явно хуже, чем мясо.

Отдых

     С развлечениями в Алма-Ате полный порядок. Много дискотек, баров, ресторанов с национальной, русской и европейской кухней. Поесть можно и на 200 рублей (если совсем скромно), и на 2000 (если нескромно). А вот чтобы сыграть свадьбу, надо выложить 4000—5000 рублей за каждого гостя. Иначе, как считают жители, и затеваться не стоит — зачем позориться перед родней и соседями?
     В городе тусуется много российских артистов — например, Максима Галкина видят несколько раз в год. Билеты на выступления звезд первой величины — той же Пугачевой — доходят до 10 тысяч рублей за первый ряд. И их активно покупают. В городе есть киноконцертный зал на 3 тысячи человек, но его уже недостаточно — нужно строить пятитысячник. “У нас много свободных денег и много богатых людей. Причем если российские олигархи более заметны, то о наших почти никто не знает. Зато они более патриотичны и очень уважают культуру, — рассказал нам заместитель акима Алма-Аты Серик Сейдуманов (аким — по-нашему мэр. — Авт.). — Например, один очень богатый алмаатинец вложился в производство кинофильма о Чингисхане, который повезли на Каннский фестиваль. Другой спонсирует международный кинофестиваль, который состоится в Питере”.

Работа

     Руководящие посты в Алма-Ате традиционно в основном занимают казахи, а среди интеллигенции — врачей, учителей — больше русских. Предпочитают алмаатинцы и русских нянь, которые, надо заметить, обходятся им куда дешевле, чем москвичам. Если у супругов нет особых требований, можно найти домашнюю воспитательницу даже за $100 в месяц. В Москве дешевле чем за $500 найти весьма трудно, разве что украинку без крыши над головой; если же няня имеет московскую прописку и высшее образование, она может брать за свои услуги и $3000. “Я своей няне плачу 250 долларов в месяц, — рассказывает моя собеседница Асель. — И она меня полностью устраивает: аккуратная, порядочная, хотя и без педагогического образования. Но моя дочка еще маленькая — ей 9 месяцев, так что последний факт не имеет значения. А вот когда дочке исполнится три года, я, конечно, найму профессионального педагога. И платить придется больше — долларов 500—600”.
     “Бедность в Казахстане за последние два года уменьшилась на 30%”, — говорит председатель агентства Казахстана по регулированию деятельности регионального финансового центра Алма-Аты Аркен Арыстанов. — Средняя зарплата в Алма-Ате, по официальным данным, составляет (в пересчете на российские деньги) около 13 тысяч рублей (в Москве — около 19 тыс. руб.)”.
     Еще одна гордость властей — пенсионная реформа по образцу Чили. Каждый работник откладывает на личный счет 10% от зарплаты (для этого создан специальный частный пенсионный фонд), и этими накоплениями он сможет воспользоваться после выхода на пенсию. Причем государство дает гарантию, что эти деньги не “сгорят”. Что касается России, то у нас после введения единого 13-процентного налога отчисления в Пенсионный фонд делают компании-работодатели. Но, по мнению экспертов, вряд ли лет через 10 россиянам удастся воспользоваться этими накоплениями — Пенсионный фонд уже сейчас с трудом расплачивается со стариками, и дефицит средств растет с каждым годом.

Бизнес-ориентиры

     Ведущие казахстанские банки “Казахкоммерц”, “Народный”, “ТуранАлем” уже открыли филиалы в Москве. Ответные шаги предпринимают и ведущие банки РФ.
     С кем же из соседей казахстанцам легче договориться — с Россией, Китаем? На кого они делают ставку? Однозначно ответить нельзя. С Россией отношения скорее политические: много общих энергетических проектов, последний пример — подписание президентами России, Казахстана и Туркменистана совместной декларации о строительстве Прикаспийского газопровода. Власти Казахстана считают это революционным шагом. Пока наши инвесторы только думают, стоит ли вкладывать деньги в Центральную Азию, китайцы уже давно делают в Казахстане неплохой бизнес. Сами же алмаатинцы, которые были бы не прочь видеть российских коммерсантов на своей земле, одним глазом уже посматривают на арабские страны, которые после 11 сентября 2001 года вывели из США много денег. У казахстанцев здоровые амбиции — они верят и надеются, что их государство может стать лидером в Центральной Азии.
     
     Соотношение валют в Казахстане
     1 рубль = 4,7 тенге
     1 евро = 168 тенге = 35,8 руб.
     1 доллар = 120 тенге = 25,6 руб.
     
     Пенсионные активы Казахстана составляют $7 млрд.
     Золотовалютные резервы — $33 млрд.
     Активы банков — $79 млрд. (100% ВВП).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру