Шотландские забавы на песке

За пятьсот лет гольф прошел путь от кожаного мячика с гусиными перьями до кортов стоимостью в 200 миллионов долларов. Как же эта до сих пор во многом таинственная игра появилась на свет, распространялась по миру и завоевывала сердца богатых и прекрасных представителей человечества?

НА МОРСКОМ ПЕСОЧКЕ, ВДАЛИ ОТ ШУМА ГОРОДСКОГО

В принципе на самом деле нет ничего нового и неизведанного в том, что касается истории зарождения игр, в которых участники держат в руках клюшки и гоняют ими мячи. В Древнем Китае, а позднее в Египте тогдашние народные забавы частенько базировались на нанесении различными предметами ударов по мячу (сами мячики были отнюдь не всегда круглой формы, да и делали их из самого удивительного материала – коровьей кожи, бересты, прочных листьев и даже из… обмотанных войлоком куриных яиц!). При этом «посторонний предмет», которым и гоняли мячик в игре, на начальном этапе напоминал скорее не современную клюшку, а износившийся посох странника.
И только несколько веков спустя, когда подобными «игровыми премудростями» ристалищ с клюшками и мячами всерьез занялись шотландцы, им пришло в голову помимо мячика и клюшки добавить в эту игру еще две столь необходимые сегодня вещи – флажки-сигналы и небольшие, вырытые в почве лунки-ямки, куда прыгавший по лужайке мячик и нужно было с помощью клюшки-посоха загнать.
Впервые тот гольф, в который мы играем сегодня, стал настоящим соревнованием в небольших поселках на восточном побережье Шотландии во владениях королевства Файф. И хотя в Шотландии многие до сих пор считают, будто «Олд Корс» – площадка в городке Сент-Эндрюс – является первым в мире гольф-кортом, на самом деле это не так. Как свидетельствуют исторические записи, первой подобной площадкой была просторная лужайка в местечке Олд Мусельбург, недалеко от города Эдинбурга.
А вот другой гольф-корт, появление которого на карте Шотландии относится к далекому 1511 году (он был расположен в местечке Лейс, что восточнее Эдинбурга), и по сей день считается родиной первого в мире тогда еще любительского гольф-клуба, который назывался «Ройал Компани оф Эдинбург Гольферс».
Именно члены этого старейшего на планете гольф-клуба составили в те далекие времена первые, во многом примитивные правила доселе никому не ведомой игры (всего таких правил было 13, в том числе запрет приводить на лужайку для игры в гольф свою корову; также участников матча могли оштрафовать за удары клюшкой мешавших игре посторонних лиц, которые в те времена свободно проникали на игровую площадку).
Подобные «гольф-нравы» существовали в 1745 году, и хотя сам по себе Королевский гольф-клуб считался заведением весьма аристократическим и изысканным (туда допускались лишь люди родовитые и с соответствующим финансовым положением), игра с клюшками и мячами была на самом деле достаточно жесткой и подчас даже очень грубой. Доходило и до прямых потасовок: если кто-то кому-то во время матча по каким-то причинам не очень нравился, то бывали случаи, когда подобные споры решались с помощью клюшек. Вот только удары ими наносились вовсе не по мячу, а по спинам друг друга.
В отличие от современных реалий тогда в Шотландии не было никаких чаепитий во время игры и в ее перерывах, по обочинам не работали магазины сопутствующих товаров «для дома, для семьи», как не было на корте и вокруг него никаких электромобилей-тележек, на которых можно было мило проехаться до следующей «остановки» – позиции для нанесения очередного удара.
В те давние времена на гольф-корт мог прийти любой желающий и соответственно в свое удовольствие побродить по площадке для игры где угодно и с кем угодно (можно с приятелем, можно с собакой, а можно и с козой или коровой – хотя правилами последнее и было запрещено). Именно поэтому первые гольф-корты выбирались в Шотландии недалеко от берега моря, на песчаной почве, куда особенно никого не тянуло на прогулку.
Плюс место для гольф-корта выбирали именно там, потому что на морском берегу, как правило, постоянно дул сильный ветер, что придавало мячику дополнительную силу полета (первые мячи для гольфа, кстати, изготавливались из коротких и прочных гусиных перьев, которыми наполняли прочный кожаный чехол).
Сегодня на гольф-корте в Сент-Эндрюсе, несмотря на подчеркнутую элитарность и избранность его членов, по воскресеньям посещать аккуратно подстриженные лужайки разрешается всем желающим. Также гостям и членам клуба позволено приводить с собой собак, причем именно выгул четвероногих друзей человека на знаменитой лужайке не менее знаменитого гольф-корта считается у местных шотландских снобов неким высшим пилотажем, показателем престижа и уверенности в завтрашнем гольф-дне.

СЕМЕЙСТВО МОРРИС – САМЫЕ ДРЕВНИЕ ЧЕМПИОНЫ МИРА

Настоящий расцвет гольфа как популярной народной игры пришелся на конец XIX века, когда впервые в мире официально стали награждать победителей соревнований и соответственно появились и первые гольф-звезды. Особенно был знаменит и популярен в узких гольф-кругах того времени дуэт отца и сына Моррисов (их так и называли – старик Том и младший Том). Эти игроки были настоящими легендами гольфа как нового вида спорта.
Так получалось, что во всех соревнованиях, в которых принимало участие это уникальное гольф-семейство, соперники не могли с ними ничего поделать. Все призы легко забирали Моррисы, да и преимущество двух Томов – отца и сына – над всеми остальным британскими гольфистами было просто подавляющим. Дошло до того, что они выиграли 8 из 12 первых открытых чемпионатов Великобритании (его первый розыгрыш состоялся в 1860 году на побережье графства Эйершир), и некоторые горячие головы требовали на полном серьезе ради «сохранения гольфа как соревновательного вида спорта» попросту не допускать звездное семейство до соревнований (дескать, все равно они всех обыграют — какой в этом интерес?).
По традиции первым уже не любителем, а профессиональным игроком в гольф в мире считается именно «старик» Том Моррис, за которым закрепилась в те годы слава хранителя корта Сент-Эндрюс. Статус такой Тому-старшему был дан далеко не случайно: он для Сент-Эндрюса был в одном лице и изготовителем мячей и клюшек, и архитектором, и дизайнером самого корта, плюс прекрасным игроком и не менее талантливым педагогом, который обучал премудростям старинной и тогда еще мало кому известной игры своих многочисленных учеников.
К сожалению, век «дедушки» мирового гольфа Тома Морриса оказался недолгим: он скончался от сотрясения мозга, упав со ступенек клубного крыльца корта Сент-Эндрюс во время проведения одного из турниров по гольфу.

«ТИГР», КОТОРЫЙ РУГАЛСЯ НА ТЕЛЕКАМЕРУ

С начала 70-х годов прошлого века гольф превратился уже в действительно всемирное развлечение и престижный вид спорта. Если у тебя для выхода «на люди» не было полиэстеровых брюк и рубашки-шведки, то в настоящем гольфе, как считалось, такому «неправильному» персонажу делать было нечего. Такие знаменитые на весь мир игроки, как Сивильяно Беллестерос, Ник Фальдо и Грег Норман, были не только по-настоящему сильными профессионалами в гольфе, но и не менее привередливыми пижонами и законодателями мод как в самом гольфе, так и за пределами корта.
Увлекательными и малопредсказуемыми стали и мировые чемпионаты по гольфу, которые еще совсем недавно вызывали интерес лишь крайне ограниченной группы специалистов да знатоков. Особенно запомнился зрителям во многом исторический чемпионат серии «Мастерс» в 1986 году, когда 46-летний Никлаус разгромил к удивлению даже для самого себя всех своих куда более молодых конкурентов.
В 90-х годах во многом благодаря экономическому процветанию стран Западной Европы, Северной Америки и Австралии, а также повышенному интересу к гольфу со стороны не только ведущих спортсменов, но и мировых знаменитостей – таких как Кевин Костнер, Билл Мюррей, Шон Коннери и других – эта игра достигла новых, неведомых прежде высот. Помог популяризации гольфа по всему свету, и прежде всего в Соединенных Штатах, и новый молодой игрок по имени Элдрик Вудс, которого вскоре прозвали пугающе – Тигром.
Любопытно, что когда Тайгер Вудс только начинал свою гольф-карьеру, его частенько штрафовали за нецензурные выражения, которые он почти всегда умудрялся произнести прямо в телекамеру. Но когда в 1997 году он впервые выиграл турнир серии «Мастерс», то обо всех его «неспортивных» высказываниях публика и судьи предпочли тут же забыть.
С тех пор Тайгер Вудс уверенно выигрывал один за другим многочисленные турниры по гольфу в разных странах мира, заработав на этом десятки миллионов долларов, в то время как некоторые другие игроки, которые по тем или иным причинам не могли на равных соперничать с американским гольфистом, занимались чем-то «посторонним».
Так, Йеспер Парневик прославился вне гольф-корта своими импозантными нарядами (многие до сих пор считают, что большей безвкусицы в спортивной одежде мировой спорт не знал до сих пор), а Джон Дейли решил «затмить» свои выступления с клюшкой на лужайках выпуском компакт-диска с песнями в собственном исполнении (их даже очень нейтральные музыковеды и критики современной эстрады называют не иначе как «полным отстоем»).
Вместе с тем многое в развитии современного гольфа по сравнению с древними шотландскими традициями шло по нарастающей. К примеру, по всему свету ныне сооружаются и планируются самые вычурные и уникальные с архитектурной точки зрения корты; при этом речь идет не только о выборе географии расположения самого места для площадки, но и о строительстве беседок, небольших павильонов, мест для отдыха и других «околокортовых» сооружений.
Настоящий бум популярности гольф переживает сейчас в Азии и на островах Тихого океана. Китай, Япония и Южная Корея – вот те три страны, где у мирового гольфа на сегодняшний день есть самые радужные перспективы для развития. К тому же не будем забывать о том, что буквально семимильными шагами развивается гольф и в России (в советские времена у нас о такой игре и слыхом не слыхивали).
Ну и, конечно, важно то, что в элитарно-мужской некогда гольф стали в массовом порядке играть женщины. И если пока еще женские гольф-турниры не собирают такой обширной международной аудитории, как, скажем, теннисные турниры «Большого шлема», то имена шведки Аники Соренстам и американки корейского происхождения Мишель Уи известны сегодня в мире не меньше, чем имена звезд-мужчин из когорты «гольф-королей».
Безусловно, игра на пляжном песочке, с морским ветерком, да еще в окружении прогуливающихся по площадке фермеров с собаками и коровами, уже давно не имеет ничего общего с современным изысканным антуражем гольф-соревнований. Но как знать – может быть, именно те самые «неотесанные» шотландцы, которые по вечерам набивали собранные в сарае гусиные перья в грубые, сшитые телячьей пуповиной кожаные мячи, и сделали нынешний гольф одним из самых элитарных, претендующих на эксклюзивность и недосягаемость для простых смертных вид спорта, в котором теперь в виде приза вручают не пинту пенящегося эля, а банковские чеки на суммы в сотни тысяч долларов…   

ДОСЬЕ

«Через пруд» по всему миру

Из консервативной Шотландии игра-развлечение под названием «гольф» быстро перекочевала через «пруд» – так в те времена шотландцы называли Атлантический океан и заморскую Америку. При этом как только Соединенные Штаты добились независимости от своей бывшей метрополии, так игра в гольф стала ускоренными темпами распространяться по американским просторам.
Первым кортом для игры в гольф в США стала лужайка под названием «Эпл Три Ганг», расположенная недалеко от сегодняшнего Нью-Йорка. Теперь она считается старейшим гольф-клубом на территории Соединенных Штатов.
Успешно осваивали гольф и в Канаде (особенно в ее французской части), хотя там эту игру считали развлечением «неотесанных варваров». Поэтому не случайно первые канадские гольф-корты имели всего по три лунки (местные игроки считали, что и это чересчур много). В 1873 году в Канаде был основан «Королевский гольф-клуб Монреаля», который до сих пор официально называют первым профессиональным гольф-клубом в Северной Америке.
К концу XIX века по всей Северной Америке уже было основано более сотни гольф-клубов, главным образом – на восточном побережье США. До начала Второй мировой войны гольф стал одним из самых популярных видов спорта и досуга в Америке и Европе. Именно тогда, как считают знатоки гольфа, и начался «золотой век» этого вида спорта. Ведь именно в те годы были построены многие знаменитые и по сей день гольф-площадки, а также созданы гольф-клубы в таких странах, как Франция, Испания, Швеция, Ирландия и другие.
Профессиональные гольф-клубы появились также в Австралии, на Кипре, в южных штатах США, на Гавайях. А в 1930 году в мировом гольфе был установлен первый официальный рекорд: тогда Бобби Джонс, которого до сих пор считают величайшим гольфистом-любителем в мире, выиграл за один сезон все четыре крупнейших чемпионата планеты.
После этого наступил определенный спад в гольфомании по всему свету. У людей в те годы было много других дел и забот, и на то, чтобы слоняться по зеленым холмам и следить за тем, куда после удара укатится маленький мячик, у них просто не было времени. Но тут, к счастью, на гольф-горизонте появились, словно из ларца, два игрока – Арнольд Палмер и Джек Никлаус. Они не просто возродили всеобщий интерес к гольфу, но и своим отчаянным соперничеством придали соревнованиям по этому – на первый взгляд достаточно скучному – виду спорта настоящую интригу.
У Арни и Джека по всему миру появились тысячи поклонников, и тогда же стало модным отдавать своих детей в гольф-клубы – для обучения премудростям этой игры. Разумеется, речь не шла о массовом помешательстве по типу тех же теннисных школ, куда сегодня считают своим чуть ли не долгом отдать родное чадо миллионы состоятельных родителей. Просто гольф благодаря этим двум уникальным спортсменам и неподражаемым личностям стал по-настоящему популярным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру