Россияцентризм по федеральному перечню

Утвержден очередной федеральный перечень учебников, рекомендованных для школы.

Минобрнауки огласило федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных для преподавания в школе в 2008-2009 учебном году. По сравнению с нынешним он укоротился еще на 16 изданий: впредь школам рекомендовано пользоваться 1104 учебниками. 

Усекновение официального списка школьных учебников происходит ежегодно  (в 2006-2007 учебном году в него входили 1240 учебников, а в 2007-2008 году – 1120). В Минобрнауки это явление объясняют улучшением экспертизы учебников вследствие подключения к ней с 2005 года сразу двух академий – Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). За два года работы академики проэкспертировали все учебники, допущенные или рекомендованные до введения новых правил, и постепенно вычистили все негодные. Таким образом, новый перечень, отметил на заседании коллегии директор министерского департамента по госполитике Игорь Реморенко, впервые содержит только учебники, прошедшие экспертизу РАН и РАО (в прошлом учебном году их было всего 12%, а в нынешнем – 47%). А, значит, лучше предыдущих. 

Явного брака, представляемого в экспертный совет издательствами и авторами, вроде бы, действительно становится меньше: в 2005 году экспертизу прошли лишь 156 из 241 представленного учебника (64%), в 2006-м – 69%, а в 2007-м – 77%. Тем не менее, и на этот раз каждый пятый учебник бал забракован, подчеркивают в РАН. 

Новую систему академической экспертизы в Минобрнауки считают состоявшейся и эффективной: "на сегодняшний день сложилась система строго отбора учебников для школы", – констатировал Реморенко. Теперь, считают в министерстве, настала пора завершить реформу  механизмов экспертизы содержания школьных учебников. А для этого надо разобраться с остальными участниками процесса – издательствами, работающими на школу, и авторами. 

Пока, по оценке РАО, количество издательств, имеющих право выпускать учебники, в России вдвое выше, чем в США. Но вскоре ряды уполномоченных издательств сильно поредеют. Как сообщил замминистра образования Исаак Калина, в Минобрнауки уже "разработан документ по отбору издательств, выпускающих школьные учебники, и вскоре он будет представлен на общественное обсуждение". По словам Калины, министерство не ставит  перед собой цели "отсекать издательства". Однако все, кто "получили предписания правоохранительных органов об издании литературы, не соответствующей установленным правилам", из числа уполномоченных вылетят с гарантией. 

Оставшиеся издательства будут допущены до процедуры отбора. Но если министерство обнаружит, что кто-то из них также выпускает литературу с нарушениями правил – будь то полиграфических, научных, педагогических или литературных – нарушителей также безжалостно "вычистят". "Наша цель – не создавать запретительные меры, а поднять ответственность издательств. Думаю, что большинство из них отнесется к этому с пониманием", – заверил министр образования и науки Андрей Фурсенко. 

Проявить "понимание" придется и авторам учебников. Минобрнауки собирается покончить со сложившейся практикой ускоренного проталкивания проектов, отклоненных экспертами из-за серьезных нареканий. По мнению Фурсенко, "это ненормально, когда автор за один раз делает по 3-4-5 подходов. Для исправления недостатков требуется значительное время, а, значит, должен быть разрыв между первой подачей учебника и второй". Кстати, "разрыв" этот может стать значительным – по словам министра, "не поступившие в вуз делают вторую попытку только на будущий год". 

Попутно, надеются в министерстве, удастся снять и еще одну проблему – снизить давление, которому авторы и издательства подвергают экспертов, проталкивая свои опусы. А оно, по словам зампредседателя экспертного совета по учебникам РАН Андрея Сахарова, очень сильно: "Издательства борются за деньги, и часто эта борьба принимает негативный характер. Из издательств, проталкивающих свои учебники,  дергают, звонят – даже домой. Это – тяжелый моральный прессинг", – пожаловался академик. Что же касается сроков на исправление обнаруженных в учебниках ошибок, то он может быть разным. "Если замечания не носят принципиального характера, их и в самом деле можно устранить за месяц или даже две недели. Но если в заключении экспертов говорится, что представленный проект учебника не соответствует научным требованиям или концепция учебника не соответствует общепринятой, то это невозможно, поскольку потребует переработки всей книги", – заявил он "МК". 

Введенные и предполагаемые меры свидетельствуют об ужесточении государственной политики в отношении содержания школьных учебников. Поможет ли она улучшить их качество, станет понятно лишь в будущем. Пока ее единственным результатом стала ускоренная подготовка и включение в федеральный перечень новых учебников для 11-х классов по обществознанию и по истории России после Великой Отечественной войны до наших дней. В основу обоих положена идеология патриотизма и "россияцентризма".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру