Дорогой мой футбол

Считать профессиональный футбол искусством в чистом виде сегодня могут, пожалуй, только болельщики-романтики

А для тех, кто вкладывает в популярную игру немалые деньги, это самый настоящий бизнес, который развивается по тем же законам экономики, что и любой другой. Правда, если в Европе многие футбольные клубы являются доходными или хотя бы самоокупаемыми предприятиями, то в нашей стране наблюдается обратная картина. Даже такие гранды, как «Зенит», «Спартак», ЦСКА и «Локомотив», за один сезон тратят больше денег, нежели зарабатывают. Но при этом их бюджеты растут как на дрожжах.

Например, в 2003 году совокупный бюджет 16 команд премьер-лиги составлял $200 млн., спустя четыре года – уже $440 млн., а нынешний сезон обещает стать рекордным. По предварительным оценкам, суммарные расходы клубов к середине 2008-го достигнут отметки в 779 млн. долларов, а к декабрю скорее всего с лихвой ее перекроют.

Если бы при распределении мест в турнирной таблице учитывалось не количество набранных очков, а толщина кошелька, безоговорочным лидером был бы «Зенит» с его 120 «лимонами» в американской валюте. Следом расположились бы «Спартак», «Локомотив» и «Рубин» (у них по $70 млн.), «Динамо» ($61 млн.), «Сатурн» ($60 млн.), ЦСКА ($54 млн.), «Москва» ($50 млн.), «Крылья Советов» ($48 млн.), «Луч-Энергия» и «Терек» (по $35 млн.), «Шинник» ($27 млн.), «Томь» ($25 млн.), «Химки» ($20 млн.), «Амкар» ($18 млн.) и «Спартак» из Нальчика ($16 млн.).

Но, к счастью, на поле играют живые люди, а не денежные мешки. Поэтому год назад аутсайдер этого списка пермский «Амкар» занял высокое для себя восьмое место, а крепко стоящий на ногах (точнее, на рельсах) «Локомотив», наоборот, откатился на седьмую строчку.

Что касается сравнения с ведущими европейскими чемпионатами, то здесь картина такая: до топ-клубов вроде «Реала», «Манчестер Юнайтед», «Барселоны» и «Челси», чьи бюджеты зашкаливают за $400 млн., нам по-прежнему далеко, как до Луны. А вот крепких середняков типа «Штутгарта» ($127 млн.), ПСВ ($128 млн.) или «Фенербахче» ($126 млн.) тот же «Зенит» уже почти догнал.

И не только по финансам, а еще и по уровню футбола, что гораздо важнее. За примерами далеко ходить не надо: испанский «Вильярреал» и французский «Марсель», которых команда Дика Адвоката выбила из нынешнего розыгрыша Кубка УЕФА, в рейтинге «толстосумов» стоят выше чемпиона России-2007, но на поле это им не помогло. Как не помогли обещанные игрокам португальского «Спортинга» солидные премиальные за победу в финале Кубка УЕФА трехлетней давности над ЦСКА. И снова тот же вывод: деньги в футболе решают многое, но далеко не все.

Тем не менее без серьезной финансовой подпитки извне ни один российский клуб существовать не может. Все они находятся на балансе у крупных компаний, частных акционеров или региональных администраций. Например, контрольным пакетом акций «Зенита» (так же, кстати, как и немецкого «Шальке») владеет «Газпром», потративший на покупку игроков для команды из Санкт-Петербурга 30 млн. (по другим данным – 40 млн.) евро за последние два года. Другая госкорпорация – «Российские железные дороги» – уже много лет является основным донором «Локомотива». «Спартак» живет на «нефтедоллары», выделяемые «Лукойлом». Примерно такая же связь между ФК «Москва» и «Норильским никелем», а ЦСКА и «Динамо» находятся под уютным крылом ВТБ.

Ясно, что такие мощные бизнес-структуры идут в футбол не ради рекламы. Их интересует имиджевая составляющая проекта. Или социальный фактор, как в случае с «Химками» и «Сатурном», за которыми стоит правительство Московской области.

Провинциальным клубам держаться на плаву, естественно, сложнее, чем тем, кто базируется в мегаполисах и около них.

Гордость Кабардино-Балкарии – «Спартак» из Нальчика – существует фактически на личные средства президента республики Арсена Канокова: тратить бюджетные деньги на футбол в таких регионах – слишком большая роскошь.

Хотя, допустим, в Чечне на эту проблему смотрят несколько иначе. Через политическую, так сказать, призму. Ради того, чтобы местный «Терек» проводил домашние матчи в Грозном, президент республики Рамзан Кадыров затеял реконструкцию стадиона и прилегающей к нему территории. И, что интересно, на этом не успокоился. К концу следующего года в чеченской столице появится новая футбольная арена на 30 тысяч мест.

Соответствующее постановление республиканского правительства на этот счет уже принято. Причем только на строительство первой очереди стадиона уйдет 2,2 млрд. рублей, а весь проект оценивается в 7,7 млрд. Но чего не сделаешь ради главной цели: показать, что Чечня – уже не военный, а спортивный регион!

У других клубов задачи более приземленные. Под стать им и расходы. Пермский «Амкар», открывший недавно свой бюджет, пользуется тремя источниками финансирования. 150 млн. рублей клубу выделяет администрация Пермского края, 7 млн. – городские власти, 82 млн. – доля спонсоров.

Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков и рад был бы переложить содержание вернувшегося в премьер-лигу «Шинника» на коммерческие структуры, но попробуй их найди! Пока же из областного бюджета на счета клуба переведен очередной «транш» в размере 30 млн. 800 тыс. рублей, а всего в этом году «Шинник» получит от учредителей около 135 млн. «целковых». Это в два с лишним раза больше, чем год назад, когда ярославцы выступали в первом дивизионе. Оно и понятно: другой турнир – другие расходы. По этой причине, кстати, многие команды с периферии вообще не стремятся попасть в премьер-лигу, понимая, что «шапка не по Сеньке».

В то время как игроки и тренеры мечтают о медалях и трофеях, владельцы клубов хотят видеть свое детище хотя бы самоокупаемым, а в идеале – приносящим доход. В Европе подобное встречается сплошь и рядом. К примеру, чистая прибыль лондонского «Арсенала» в позапрошлом году составила $104 млн. Ее основные составляющие – продажа телевизионных прав, рекламные контракты, мерчендайзинг и кассовые сборы.

В России все эти золотые жилы тоже есть, вот только порядок цифр совершенно другой. В прошлом году премьер-лига получила от телеканала «НТВ-Плюс» за реализацию медиаправ около $14 млн. Сумма была поделена на 16 клубов из расчета: 40% – поровну между всеми, еще 40% – в зависимости от занятого места, 20% – в зависимости от количества трансляций матчей с участием того или иного клуба на федеральных каналах.

По этой схеме чемпиону страны «Зениту» причиталось не больше $2 млн., а остальным и того меньше. А теперь давайте сравним. Скромный немецкий «Ганновер» ежегодно получает от реализации своих ТВ-прав в среднем $17 млн., а заработки аутсайдера английской премьер-лиги «Дерби Каунти» по этой статье в нынешнем году составят «космические» 30 млн. фунтов стерлингов!

И еще немного цифр. Если перевести телевизионные деньги в проценты от бюджета, получится, что лучший клуб России «Зенит» (2%) и итальянский «Милан» (58%) разделяет целая пропасть. Что, в общем, неудивительно.

Идем дальше. Доходы «Манчестер Юнайтед» от продажи билетов оцениваются почти в 100 млн. евро в год. Это не менее 40% бюджета английского суперклуба. У «Спартака» же, по словам гендиректора красно-белых Сергея Шавло, аналогичный показатель почти втрое скромнее – 15%. Справедливости ради отметим, что стоимость билетов «у нас» и «у них» различается во много раз. Посмотреть домашнюю игру того же «Спартака» в семейном секторе «Лужников» можно всего за 200 рублей, тогда как в Европе средняя цена билета на футбол 30–40 евро.

Такая же тенденция прослеживается и в отношении клубной атрибутики. В Англии футболки команд продаются только в фирменных магазинах и стоят около 40 фунтов. Покупка же аналогичной экипировки ЦСКА через интернет-сайт обойдется вам примерно в 1000 рублей (20 фунтов с хвостиком по сегодняшнему курсу). И это в Москве – одном из самых дорогих городов мира. В российской же глубинке, где другой уровень жизни, за эти деньги можно купить не одну, а две кустарно изготовленные футболки да еще мелкий сувенир в придачу.

Понятно, что профессиональные клубы не могут существовать вне рамок экономики своей страны. И что поделаешь, если российские реалии не позволяют сделать футбольный бизнес прибыльным! «Зенит» самостоятельно обеспечивает лишь десятую часть своего 120-миллионного бюджета. «Спартак» и «Локомотив» честно заявляют, что без помощи спонсоров могут окупить себя лишь на 40–50%. ЦСКА в позапрошлом году каким-то чудом умудрился поднять эту планку до 60–70%. Хотя у армейцев пока даже нет собственного стадиона, а аренда чужой арены обходится им в десятки тысяч долларов каждый месяц.

С другой стороны, западные клубы тоже не нужно идеализировать. К примеру, итальянский «Интер» при всем своем величии давно погряз в долгах. Они уже перевалили за отметку в 200 миллионов евро, и это, судя по всему, не предел.

Доживем ли мы до тех времен, когда доходы отечественных клубов превысят расходы? При нынешней динамике роста зарплат игроков это едва ли когда-нибудь случится. Еще несколько лет назад в России считаное число мастеров кожаного мяча зарабатывали $1 млн. в год. Сейчас таких «миллионеров» пруд пруди. К тому же американская валюта уже вышла из моды – в ходу теперь европейская, более дорогая.

Список самых высокооплачиваемых футболистов премьер-лиги возглавляет полузащитник «Зенита» Анатолий Тимощук: его годовое жалованье – 3 млн. евро.

На втором и третьем местах также представители чемпиона России-2007: Андрей Аршавин (2,5 млн.) и Фатих Текке (1,7 млн.), а замыкает десятку бразильский хавбек ЦСКА Даниэль Карвалью (0,8 млн.). Причем в этих доходах не учтены премиальные за победу, а это еще плюс несколько тысяч долларов каждый месяц. Заключая такие контракты, клубы едва ли думают о прибыли. Допустим, фонд оплаты труда игроков и сотрудников ФК «Динамо» в этом году насчитывает $17,3 млн. Ну и какие тут могут быть доходы?! Хорошо, если получится к концу сезона не уйти в большой минус…

Первым шагом на пути к самоокупаемости могло бы стать общее сокращение платежных ведомостей, но это возможно только при одном условии – если рухнет вся финансовая пирамида, на которой держится российский футбол. Но, учитывая запасы нефти и ее стоимость на мировых рынках, такая футбольная катастрофа в обозримом будущем России не грозит.

Хотя сбалансировать бюджет можно при помощи грамотного использования инфраструктуры – в первую очередь собственного стадиона. Вот только ни у «Спартака», ни у ЦСКА, ни у московского «Динамо», ни у «Зенита» «своего дома» пока что нет. Зато «Локомотив» только за счет сдачи в аренду VIP-лож на своем «двадцативосьмитысячнике» ежегодно зарабатывает 6,5 млн. евро. А еще в «Черкизове» всегда открыты для посетителей фитнес-центр, боулинг-клуб, ледовый дворец, теннисные корты и ресторан. Было бы свободное место – клуб построил бы и офисные помещения, которые тоже можно с большой выгодой сдавать в аренду, но увы…

В этом плане радужные горизонты, похоже, открываются перед столичным «Динамо». Если будет реализована программа по строительству многофункционального комплекса (МФК) в Петровском парке общей площадью 500 000 квадратных метров, из которых половина уйдет под офисы, бело-голубые заживут припеваючи.
А пока имеем то, что имеем…   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру