«Белый слон» «Дикого поля» (ФОТО)

Через несколько часов станут известны имена главных героев 19-го кинофестиваля «Кинотавр». Но уже сейчас можно с точностью назвать имя первого призера – «Белого слона» от кинокритиков получит Михаил Калатозошвили за фильм «Дикое поле» по сценарию знаменитых Петра Луцика и Алексея Саморядова. С Олегом Долиным, Романом Мадяновым и Юрием Степановым в главных ролях.

Эта история по сценарию десятилетней давности во всех предварительных прогнозах никак не претендовала на высокие награды. Но по ходу фестиваля стала своего рода «темной лошадкой». Используя в качестве декораций голую степь Казахстана, режиссер показал жизнь молодого врача (Долин), отправившегося в добровольное изгнание в дикое поле, чтобы лечить простых людей. Единственное, что его связывает с большим миром – возлюбленная, которая давным-давно не дает о себе знать…

Так как мнение критиков редко совпадает с решением жюри основного конкурса, которое в этом году возглавляет Павел Чухрай, борьба за главный приз фестиваля скорее всего развернется между четырьмя картинами.

Первая – «Шультес» Бакура Бакурадзе. Прежде чем попасть в конкурс «Кинотавра» картина не без успеха был показана в программе «Двухнедельник режиссеров» в Каннах. На первых кадрах фильма высокий мужчина среднего возраста после долгой паузы произносит: «Нет, не помню». Потом экран на секунду погружается в темноту, и начинается история профессионального спортсмена Алексея Шультеса с характерным нерусским акцентом, потерявшего в автокатастрофе не только память, но и любимую девушку. Он просыпается каждый день под звуки рингтона: «Леша я или не Леша», - и отправляется на очередную операцию по угону дорогой иномарки. По пути вытаскивая из чужих карманов кошельки, забирая деньги и выбрасывая документы. Так он теперь зарабатывает на жизнь. Живет Леша в одной квартире с умирающей матерью и притворяется инструктором по бегу перед братом, который служит в части в двух с половиной часах езды на электричке от Москвы.

Главная заслуга фильма – редкая для игрового кино достоверность в каждом кусочке, попавшей в кадр столицы. Москвы, которую изо дня в день видят миллионы людей, набивающие до отказа метро. С ее бесконечными строительными лесами, рынками и ларьками с пивом и шаурмой. Москвы, которая способна забрать не только память, но и жизнь. Даже разборки хулиганов показаны не крупным планом по центру экрана, а в углу кадра или издали. Как будто это мы, а не камера, невольно уводим глаза в сторону. Так, как мы делаем каждый день.

Если «Шультес» - взгляд приезжего на Москву, то «Юрьев день» Кирилла Серебренникова – выезд москвича в провинцию. В роли москвича – Ксения Раппопорт, решившая перед отъездом за границу показать своему сыну городок Юрьев, в котором провела свое детство. Сыну эта затея явно не по душе, на что мать отвечает ему незатейливым: «Ты должен раствориться в этом воздухе». Стоит ей на мгновение сомкнуть глаза, как сын исчезает. Он периодически чудится ей то в церковном прихожанине, то в утопленнике, то в больном туберкулезом. Отчаявшейся матери остается только одно – вслед за сыном раствориться в этом воздухе придуманной режиссером России.

Раствориться в России по Серебренникову значит напиться мутной самогонки, выкрасить волосы в рыжий цвет, устроиться техничкой в больницу для больных туберкулезом и запеть в церковном хоре. При этом главная героиня в фильме – оперная дива, которую ожидают с большим концертом в Вене. О ее известности говорит и тот факт, что даже в Юрьеве каждый второй видел ее выступление по телевизору. Чем такая героиня заслужила столь суровой меры наказания – фильм умалчивает. Все равно что без объяснений отправить прославленного режиссера снимать сюжеты для местной киношколы в условную деревню Гадюкино.

Степень условности и метафоричности, переходящей в фарс, достигает предела в эпизоде, когда одурманенная самогоном героиня Раппопорт, уткнувшись носом в грубое одеяло, вытягивает ноты на пределе человеческих возможностей. Будто вокруг нее не исхудалая избушка, а оперный зал.

В картине «Пленный» Алексея Учителя по повести Владимира Маканина «Кавказский пленный» конфликт достигает уже межкультурного размаха. По сюжету двое русских солдат берут в плен «трофей» - молодого чеченца по имени Джамал, что означает «красивый». Парень и правда отличается красотой и гордостью, не позволяющей ему попросить еды у врага. «Трофей» должен вывести их к ущелью, где застряла обстрелянная боевиками колонна. По пути между солдатами и их пленным завязываются человеческие отношения, обреченные на драматический конец в условиях войны.

При всей своей крепости – изображение и звук полностью создают эффект присутствия – фильм Учителя невольно воспринимается вырванным из контекста. История неожиданно начинается посреди кавказских гор и так же обрывается, не дав трем солдатам как следует узнать друг к друга. Как будто выключили телевизор на самом интересном месте.

Четвертый претендент и он же единственный документальный фильм в конкурсе – «Девственность» Виталия Манского. История трех девственниц с разных уголков нашей родины, от Караганды до Тверской области, отправившихся покорять Москву. Одна из них мечтает попасть на реалити-шоу и потерять девственность в объятиях самого популярного его участника. Вторая – стать новой Мадонной, торгуя образом девственности, как пять лет назад Бритни Спирс. Третья же в буквальном смысле слова собирается свою девственность продать – по объявлению в интернете, за три тысячи долларов.

Девственность в ее физиологическом, буквально смысле Манского не интересует. Фильм – о персональной, моральной девственности каждого из нас. Девственности как последнем рубеже нашей свободы, которая от того становится очень прибыльным товаром в обществе потребления. Одни из самых сильных кадров фильма – кастинг на телешоу, в котором предлагают ответить на вопрос: «Что я готов сделать за два миллиона долларов». Молодая, красивая девушка с довольной улыбкой отвечает: «Продать родителей». Кто-то другой готов съесть кучу говна. Еще один – предать лучшего друга. И страшны уже не столько сами слова, сколько уверенность, с которой они произнесены. «Москву надо покорять, а не сидеть в луже на Казанском вокзале», - вот философия нового поколения. Поколения, которое, по мнению Виталия Манского, потеряло невинность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру