Большой адронный коллайдер запустят в октябре

С ним связывают конец света или создание машины времени.

Большой адронный коллайдер (LHC) – самый мощный в истории ускоритель элементарных частиц – будет официально открыт 21 октября, до этого дня, как ожидается, по большому кольцу ускорителя пройдет первый пучок протонов, сообщил начальник отдела физики тяжелых ионов на LHC Объединенного института ядерных исследований Александр Водопьянов.

"На 21 октября назначена инаугурация этого коллайдера, а это значит, что до этого пропустят пучок (протонов) через все кольцо", – сказал Водопьянов, который является координатором экспериментов на одной из установок коллайдера, получившей обозначение ALICE.

Большой адронный коллайдер создается учеными из многих стран мира, в том числе из России. Он предназначен для столкновений пучков протонов на почти световой скорости с общей энергией 14 тераэлектронвольт, что значительно превосходит энергию существующих ускорителей, сообщает РИА "Новости".

По информации http://forum.myjane.ru/viewtopic.php?t=25074, Большой адронный коллайдер строят c 2001 года на границе Франции и Швейцарии специалисты Европейского совета ядерных исследований (CERN). Установка представляет собой 27-километровый кольцевой туннель на глубине 100 метров, в котором установлен ускоритель заряженных частиц в виде гигантской трубы. Для удержания и коррекции пучков частиц в коллайдере используются 1,6 тыс. сверхпроводящих магнитов, которые будут работать при температуре -271°C. Магниты охлаждает специальная криогенная линия, в которой планируется использовать 10 тыс. тонн жидкого азота. Большой адронный коллайдер, как и следует из названия, является крупнейшим проектом в этой области ядерных исследований. Идея установки стоимостью $8 млрд родилась в 1984 году, в ее строительстве принимают участие ученые из 40 стран. В CERN планируют, что в ходе исследований частицы в коллайдере, движущиеся со скоростями, близкими к световым, преодолеют расстояние, равное расстоянию от Земли до Нептуна и обратно. В нескольких точках их траектории пересекутся и частицы столкнутся друг с другом – последствия именно этого столкновения интересуют ученых. Это исследование, в частности, может дать ученым ответ о происхождении нашей Вселенной. Известно, что первый в мире коллайдер ВЭП-1 был разработан в новосибирском НИИ ядерной физики в 1964 году. Его автор, ныне глава Института ядерной физики Сибирского отделения РАН Александр Скринский, получил за этот проект Ленинскую премию в 1967 году и Госпремию в 2006 году.

Информация о запуске коллайдера ранее вызвала панику в ряде СМИ и блогосфере, где утверждалось, что при столкновении частиц с такой энергией в коллайдере CERN могут образоваться черные дыры, в которые провалится планета. Слухи о всемирной катастрофе в результате пуска установки в CERN циркулируют еще с 2000 года. Тогда писатель Дэн Браун в своем романе "Ангелы и демоны" описал, как группа злоумышленников намеревалась с помощью похищенного из CERN антивещества взорвать Ватикан. После этого двое граждан США подали в суд на CERN. К беллетристике прибавилось и мнение авторитетного журнала New Scientist. В феврале 2008 года издание опубликовало информацию со ссылкой на профессора Математического института РАН Ирину Арефьеву и доктора физико-математических наук этой же академии Игоря Воловича, заявивших New Scientist, что эксперимент в CERN может привести к созданию первой машины времени.

Представители самой организации CERN неоднократно успокаивали скептиков, заявляя, что Земле ничего не угрожает. По их словам, причиной появления черных дыр являются гораздо более мощные столкновения, чем в их установке. CERN поддержал и российский физик, нобелевский лауреат Виталий Гинзбург. "Задача коллайдера – изучить свойства частиц при больших энергиях. Никакого отношения к Большому взрыву, черным дырам и прочим глупостям это не имеет! Это какое-то жулье, чтобы сделать сенсацию, начали говорить в таком стиле", – заявил он.