Иллюзионисты ищут новые способы обмана массового сознания

Психологи и иллюзионисты совместно формируют новую науку, которую можно назвать "иллюзионологией".

Психолог Густав Кун из Дархемского университета советует взять за отправную точку классификацию фокусов, используемую самими артистами. Это три категории: отвлечение внимания, иллюзия и принуждение.

Сусана Мартинес-Конде из Нейрологического института Барроу (Аризона) пытается разгадать секреты воров-карманников, сотрудничая с бывшим преступником, а ныне фокусником Аполло Роббинсом.

Наставники-воры обучили Роббинса двум типам жестов: медленные круговые движения пальцами привлекают и удерживают внимание жертвы, а быстрые взмахи по прямой линии заставляют потерпевшего моментально перевести взгляд на другую точку. Как это работает, науке неизвестно.

Еще один механизм, непостижимый для исследователей, использует фокусник Джон Томпсон. Он попросту шутит. "Когда люди смеются, время останавливается", - пояснил он.

Второе подспорье фокусника: иллюзии, особенно психологические. "Мозг не воспринимает реальность во всей ее целостности, а делает обрывочные кадры, домысливая остальное", - отмечает он. Когда фокусник несколько раз подбрасывает шарик по-настоящему, а затем прячет в руке, но воображаемый шарик по-прежнему провожает взглядом, возникает иллюзия исчезновения. Кун выяснил, что при реальном подбрасывании шарика зрители следят за ним, а при обманном - смотрят прямо в глаза фокуснику. Разгадка в том, что информация с сетчатки поступает в мозг с задержкой примерно 100 миллисекунд, и потому сознание формирует зрительный образ прогнозируемой реальности, опираясь на косвенные индикаторы типа направления взгляда фокусника.

Третий метод - принуждение - это искусство создать у "жертвы" иллюзию свободного волеизъявления: например, толкнуть ее к выбору заданной карты в колоде. Это средство изучает психолог из Университета Британской Колумбии Рон Ренсинк в сотрудничестве с фокусником Алимом Амлани. Они научились принуждать 70-80% испытуемых к выбору заданной карты, тасуя у них на глазах подставную колоду: 10 карт в ней одинаковые. Другая уловка, используемая для принуждения, - внедрение ложных воспоминаний, когда фокусник в выгодной ему манере описывает то, что только что сделал. Сообщает Inopressa.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру