Богатые тоже пишут

Несмотря на кризис, вышла очередная книга про олигархов.

Новый жанр литературы – богатые пишут о богатых – растет и развивается, несмотря на то, что особенной популярности в народе не имеет. Эти книжки вернее назвать не книжками, а имиджевыми проектами солидных бизнесменов. Очередной шедевр этого жанра именуется «Mont-blanc, или Непокоренная вершина» Азария Лапидуса. Пишутся такие книжки для тех, кому охота подглядеть за красивой шикарной жизнью, а также для других солидных бизнесменов, кому этот life-style ближе, чем Достоевский. Попробуем вглядеться в очередной клон, остановить, так сказать, мгновение.

В книжках про олигархов всегда описываются нефтяные или газовые компании, олигархи сидят в кожаных креслах или путешествуют на яхтах, обязательно кто-то кого-то подставляет на деньги, и обязательно есть любовная история. Азарий Лапидус – бизнесмен, занимается строительством, в данный момент – реконструкцией Большого театра. Вчера он представил публике свой роман в шикарном ресторане. Впрочем, такие презентации книг обеспеченных людей всегда проходят в шикарных ресторанах.

Итак, о чем «книжка»? Да все о том же – о том, что богатые тоже плачут. Правда, плачут они немножко иначе, чем все остальные. Собственно сюжет – герой стоит перед сложным, почти метафизическим выбором – работать в команде олигарха или сохранить себя и основать собственный бизнес. В итоге герой, естественно, выбирает свободу и «остается непокоренной вершиной». На пути к этому решению герой встречает достаточно олигархов, проституток, старых друзей, которые предали (или не предали), влюбляется в красивую, умную, добрую девушку и становится с ней счастлив, многожды бывает в шикарных отелях и путешествует по миру. Очевидно, книга была написана тогда, когда кризис не принял еще таких угрожающих размеров. А может быть, просто для олигархов кризиса никакого на самом деле и нет?

Говорят эти олигархи как-то очень странно, тоже не как все люди. Если бы они говорили матом, это было бы хотя бы правдиво. Если бы они выражались односложно, как дети-дауны, это отчасти было бы логично. Но они используют в разговорной речи длинные предложения с заковыристыми оборотами: «Почему я слышу в твоих словах нотки сомнения?» или «Я должен быть абсолютно уверен в том, что все сказанное тобою не выдумка».

Автор, по-видимому, в свое время хорошо выучил главного теоретика марксизма: в качестве межтекстовых связей, а может, ассоциаций постоянно всплывают цитаты из его трудов. Не из Библии и не из классиков литературы, а именно из Карла Маркса. Заставляет задуматься. Обложка книжки оформлена как модный глянцевый журнал – броские заголовки и подзаголовки на фоне соблазнительных женских ножек. Редактура книжки тоже сравнялась с глянцевыми журналами – «упругие ноги», «мои первые удивления» и прочие шедевры.

Но это все мелочи. Пока существует потребитель, существует и продукт. Да и так уж ли вредны такие книжки? Свою аудиторию они имеют, и ничего другого она все равно не воспримет. На литературный процесс они, пожалуй, никак не влияют. Просто давайте называть это явление не литературой, а атрибутом олигархической суб-культуры.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру