Не только Сибирью

Должны прирастать богатства России.

 

Кризис бродит по стране, прихватывая там и сям новые жертвы. Но вместе с тем в стране продолжается реализация масштабных проектов, требующих громадных финансовых вложений. Может, стоит сократить их бюджеты, а то и вовсе заморозить? Нет — считает собеседник «МК», заместитель председателя Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав ГОЛЬДШТЕЙН. Более того, он уверен, что развитие страны требует более активной деятельности на этом «фронте».

— Ростислав Эрнстович, премьер-министр Владимир Путин встречался в пятницу с руководством «Единой России», чтобы обсудить пакет антикризисных мер, предложенных вашей партией. И немудрено, сейчас все озабочены одним и тем же вопросом: что делать?

— Кризис закончится. Вопрос только во времени. Но надо ясно себе представлять, что в выигрыше после него окажутся те государства, которые смогут в непростых условиях улучшить свою инфраструктуру. Те, кто будет в состоянии предложить и предприятиям собственной экономики, и потребителям и покупателям своих товаров лучшие условия. А это значит, что сейчас надо не опускать руки, не терять время, а делать все, чтобы подойти к этому этапу подготовленными. Надо только выбирать действительно оптимальные варианты и проекты, которые,  решают не столько узкоспециализированные или локальные, сколько комплексные задачи по развитию целых регионов.

— В стране действует, например, Федеральная целевая программа по развитию Забайкалья и Дальнего Востока. Неужели этого мало? Вон ведь какие крупные регионы…

— Как бы вам ни показалось это странным, действительно мало. Регионы огромны по территории, но малочисленны по населению. Развитие Восточной Сибири и дальнего Востока — это глобальная программа развития страны на десятилетия. Но ведь есть проекты, реализация которых потребует считанных лет. А вместе с тем, они дадут эффект не меньший, а то и больший. Поскольку облегчат выход отечественных производителей на платежеспособные внешние рынки.

К числу приоритетов я бы, например, отнес сейчас строительство «Белкомура» и Архангельского глубоководного порта.

— Если поподробнее? Полагаю, наши читатели располагают недостаточной информацией по этим вопросам.

— Проект «Белкомур» — это строительство новой железной дороги по маршруту Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Соликамск. Логичным завершением станет глубоководный порт в Архангельске, предназначенный для перевалки насыпных грузов и прочих, в том числе и контейнерных, считающихся, наиболее перспективными на рынке, перевозок.

И достоинства проекта заключаются не только в том, что он сократит транспортный путь из Сибири до европейского российского Севера на 800 километров, что позволит снизить транспортные издержки предприятий, ориентированных на экспорт, разгрузит ныне существующие железнодорожные пути, повысить эффективность использования транспортного парка РЖД за счет оборачиваемости вагонов. «Белкомур» станет частью и развитием другого масштабного регионального проекта «Урал промышленный — Урал полярный». Сокращение транспортных расходов при реализации продукции металлургии и машиностроения может существенно снизить себестоимость, а значит ускорить окупаемость всего проекта по развитию достаточно густонаселенного Уральского региона страны.

Перечислю только самые очевидные плюсы от реализации «Белкомура». Он позволит:

— освоить новые месторождения Полярного Урала, уменьшить зависимость металлургических предприятий от импорта руды и рудных концентратов;

— развить энергетическую инфраструктуру в рамках Энергетической Стратегией Российской Федерации и изменить баланс газа и угля в энергетической отрасли региона и страны в целом;

— создать целостный транспортный комплекс с выходом к морским путям, что объединит регионы Уральского и Северо-Западного округов;

— обеспечить приток средств на предприятия смежных отраслей за счет размещения заказов на разработку и производства оборудования и материалов необходимых для реализации инфраструктурного проекта;

— создать десятки тысяч рабочих мест, что в условиях существующего кризиса изменит к лучшему социальную обстановку в регионах.

— А цена вопроса? Не будет ли это слишком накладно для государства в условиях кризиса?

— Предполагаемая сумма необходимых инвестиций на воплощение проекта составляет порядка 300 млрд рублей. Но не надо думать, что проект будет реализован за счет государства. Из общей суммы инвестиций средства федерального инвестиционного фонда составят только 75 млрд рублей. От частных инвесторов потребуется в несколько раз больше — 225 млрд рублей. Но это все очень быстро окупится. И тот бизнес, который вложится в проект, только выиграет от этого.

Не стоит сбрасывать со счетов и удешевление строительных материалов, которое мы сейчас наблюдаем. За счет этого и рачительного отношения к инвестициям можно выйти на сумму меньшую, чем планировалось ранее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру