Разрушительная любовь в «театре на ладони»

Драматический Театр им. М. Горького открывает новый сезон премьерой по сценарию ростовского автора

13.11.2013 в 14:59, просмотров: 409

Этой осенью в истории театра им. Горького случилось два памятных события. Во-первых, отгремел 150-летний юбилей самого театра, по этому поводу в октябре- ноябре текущего года на сцене театра показывают лучшие спектакли театральных сезонов прошлых лет. Кроме того, в прошлом месяце 90 лет исполнилось самому известному актеру Дона — Михаилу Бушнову, который прослужил драмтеатру более 50 лет и с успехом продолжает свою деятельность сегодня.

Разрушительная любовь в «театре на ладони»
фото: ru.wikipedia.org
Михаил Бушнов

В юбилейном сезоне театра ростовчан ждут две премьеры на большой сцене — спектакли «Маскарад» по одноименной драме Лермонтова и «Лес» по пьесе Островского.

22 ноября на камерной сцене академического театра состоится премьера спектакля «Иллюзия чувств» (признание в любви в двух актах) в постановке известного в Ростове украинского режиссера Ирины Морозовой. С Театром им. Горького она знакома с 1997 года, а плотно работает уже четвертый сезон. Корреспонденту «МК на Дону» удалось побывать на репетиции и спросить Ирину Морозову, чего ожидать зрителю от новой премьеры, а также что она думает о современном поколении актеров, режиссеров и зрителей.

«Любви много не бывает»

— Ирина Константиновна, правда ли, что автором сценария вашего нового спектакля оказался ростовский автор?

— Совершенно верно. Это уже вторая пьеса ростовчанина Евгения Еленина, по которой драмтеатр ставит спектакль. Прошлой осенью состоялся его дебют как автора в постановке Николая Сорокина. Спектакль назывался «Любить нельзя помиловать». Это была, по словам самого Евгения, проба пера. Он попытался уместить в свою пьесу наблюдения, переживания, личный опыт. Спектакль, который поставили в прошлом году, нашел отклик у зрителей. Главной темой той истории была тема любви, тема пресловутых треугольников мужчины и женщин. Эта же тема продолжается и в новом спектакле.

— Какое развитие эта вечная тема получит в премьере? На чем сконцентрировали свой взгляд автор и вы, как режиссер?

— Мысль автора такова: человек не может жить без любви. Это чувство — божий дар, которого не нужно избегать, его надо отпустить, им надо насладиться, а затем заплатить. А чем мы платим за любовь? Болью, расставанием, разочарованием. В основе сюжета многоугольник, в центре которого стоит мужчина. Оригинальное авторское название пьесы — «Мужчина и его женщины». Уже в самом названии автор делает акцент на природную полигамность мужчины и моногамность женщины, на конфликт, в основу которого заложено непонимание двух противоположностей. Как правило, у мужчины за всю жизнь бывает несколько любовных историй. А женщина для того, чтобы состояться как жена и мать, концентрируется на одном мужчине.

— Какую реакцию публики вы ожидаете?

— Мне кажется, зрительская оценка этой сценической истории будет неоднозначной, разной. Но могу сказать точно, вряд ли постановка оставит аудиторию равнодушной. Тема любовных, бытовых отношений всегда интересна любому человеку. Я называю эту тему «замочной скважиной», в которую зритель подглядывает, чтобы узнать, что происходит в другой семье, и вместе с тем сравнивает происходящее на сцене со своей жизнью.

— Сейчас подобных бытовых историй в кино, театре, литературе, на телевидении очень много. Вы не боитесь браться за банальные сюжеты?

— Не боюсь. Жизнь настолько сложна и противоречива, что театр, на мой взгляд, должен давать зрителю какой-то воздух и не грузить его теми проблемами, от которых он сыт по горло. Я против муссирования жестокости и агрессии по отношению друг к другу. Считаю, что бытовой, казалось бы, банальный сюжет, может сильнее затронуть струны человеческой души. Любви много не бывает.

— Кто будет доносить публике ваш основной месседж? Каков актерский состав мелодрамы «Иллюзия чувств»?

— Надо отметить, что коллектив актеров, задействованных в спектакле, — труппа, которую бывший художественный руководитель театра Николай Сорокин формировал на протяжении 20 лет. Это в основном профессионалы, с которыми мне было легко и интересно работать. В спектакле будет играть два состава. Главные роли исполняют Кристина Гаврюкова, Артем Шкрабак, супруги Елена и Евгений Климановы, которые играют в театре третий сезон, но уже очень хорошо себя заявили, и другие известные актеры. Спектакли в исполнении двух составов — совершенно разные спектакли. Мне интересно наблюдать за обоими дуэтами главных героев. У меня есть надежда, что зритель не заскучает. Камерная сцена не место для зрелищ. Она изначально предполагает доверительный, интимный разговор со зрителем, глаза в глаза — своеобразный «театр на ладони».

«Уж лучше пусть будет больше частных театров, чем торговых палаток»

— Заметили ли вы особенности современного зрителя? Изменился ли он?

— Я специально не отслеживаю публику. Зритель, который посещает театр, разный, как и во все времена. Но что я заметила, так это категорию зрителей, которые попадают в театр впервые, будучи в возрасте за 20 лет. Отсутствие театра в жизни человека, на мой взгляд, это большое упущение в его воспитании. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но хотелось бы, чтобы таких примеров было поменьше.

— Как вы относитесь к экспериментальным и частным театрам?

— Положительно. Уж лучше пусть будет больше частных театров, чем торговых палаток. У каждого театра своя ниша. Но в целом мы работаем на одну задачу — стараемся, чтобы души людей были чище. Единственное, что меня пугает и отторгает в экспериментальном театре, — процесс утрачивания профессиональных театральных навыков. Работы таких театров, к сожалению, это чаще псевдоэксперименты, нацеленные на поиск новой формы. Это режиссерский театр. В традиционном психологическом театре главное действующее лицо — актер. Я — за любые эксперименты, только считаю, что они должны выполняться профессионалами.