Парад на Театральной площади

Как в Южной Осетии отметили юбилей республики

Южная Осетия отметила двадцатилетие образования республики. Праздники здесь любят: республика отмечает все памятные даты времен СССР, гуляет в красные дни календаря, существующие в России, плюс учредила 11 собственных праздников. Но 20-летие справили с особым размахом.
Как в Южной Осетии отметили юбилей республики

На выезде из Рокского тоннеля делегацию РФ, которую возглавлял Сергей Миронов, встретили танцами и пением, осетинскими лакомствами (в частности пирогом со свекольной ботвой) и местным пивом.


Главное действо — военный парад — должно было начаться в полдень, однако жители собрались в центре Цхинвала с раннего утра. Мужчины и женщины одеты скромно, даже бедно, однако детей нарядили: многие девочки — в настоящих бальных платьях, мальчики — в костюмах-тройках. Между тем парад постоянно откладывался из-за того, что Эдуард Кокойты хотел лично побеседовать с каждым из почетных гостей. Сергей Миронов после такой беседы вышел с орденом Почета — высшей наградой республики для гражданских лиц. “Меня этим орденом наградили еще в 2008 году, после того как сенаторы обратились к президенту Медведеву с просьбой признать независимость Южной Осетии. Просто я никак не мог приехать, чтобы его получить”, — признался спикер.


Среди почетных гостей, которые в ожидании парада толпятся на театральной площади, стоял сотрудник МИД Республики Науру Бен ван дер Санд: “Я рад, что наша республика была в числе первых, кто признал независимость Южной Осетии, — сказал он “МК”. — У нас никогда не было войны, и когда мы узнали об агрессии в Южной Осетии — сразу решили помочь”. Правда, посланник честно напомнил, что Науру получила от России $50 миллионов инвестиций.


Лидер Абхазии, которая тоже пока признана лишь несколькими странами, Сергей Багапш, прокомментировал в разговоре с журналистами слухи о похолодании в отношениях Москвы и Сухума: “У нас отличные отношения. Да, есть проблема возвращения жилья. Есть люди, которые уехали из Абхазии в 1992 году и вернулись только в 2010-м. Их домов нет давно. Но с каждым конкретным случаем разбираются генпрокуратуры России и Абхазии”.


Пока политики общаются, народ травит анекдоты. Естественно, самые популярные — про грузин. “Говорят два грузина. “Как тебя зовут?” — “Игор”. — “В честь деда назвали?” — “Нет, в честь Олимпийских игор”.


У самих осетин с именами тоже все в порядке. Беседую с двумя братьями. Старшего зовут Лейтенант, младшего — Майор. Происхождение имен объясняют просто. Один родился, когда отцу присвоили лейтенанта, другой — когда майора...


О тяготах жизни южные осетины говорят с журналистами не очень охотно. Послушаешь — все у них хорошо. Лишь иногда прорывается: “Рабочие места в основном на госслужбе, на всех их не хватает”. “Россия обещала, что мы теперь заживем не хуже, надо бы выполнять обязательства”. “Страна не производит ничего, кроме яблок и груш. И еще вино, но лучше не пробуйте”. Местное вино действительно кисловато. А чтобы получить минимальное представление о качестве жизни в республике — достаточно зайти в республиканский дом правительства. Ни одного зеркала и, простите, единственный работающий унитаз типа “орел” на все здание. Вряд ли в обычном жилом секторе дела обстоят лучше. Правда, в городе видны сотни новостроек — просторные двухэтажные коттеджи на несколько семей. Там-то удобства будут.


Местные жители, которые хотят пожаловаться, идут не к журналистам, а сразу к стоящим на площади политикам. “Я мать-одиночка, трое детей, — подходит к Миронову женщина по имени Ангелина Сергеевна. — Россия нам выделила деньги — компенсацию за войну. Я свои 50 тысяч не получила. У нас многие получили, но самым беззащитным не дали ничего”. — “Позвоните мне завтра, и все решим”, — обещает Миронов.


Наконец, с двухчасовым опозданием, начинается парад. Сыграли гимн Южной Осетии, затем — гимн России. Эдуард Кокойты говорит с трибуны по-русски: “Наша независимость не подарок судьбы, а следствие борьбы за право на землю своих предков. Вечная память воинам Южной Осетии и российским миротворцам, погибшим за нашу республику”. Следующего выступающего представляют как “председателя Федерального собрания России”. Г-н Миронов высказывает неожиданную для многих собравшихся мысль: “Мы никогда не забудем о попытке геноцида осетин. Но пора уже думать и о том, как восстановить дружественные отношения с грузинским народом, который не враг осетинам, а заложник политики Саакашвили”.


Прохождение колонн и техники не выглядело особенно впечатляющим: все-таки Театральная площадь Цхинвала на дает таких возможностей, как Красная площадь в Москве. Но чтобы убедиться — республика под надежной защитой, российская делегация отправилась на 4-ю военную базу. Вот это зрелище действительно впечатлило: уходящие к горизонту ряды бронетехники, многие десятки танков и БМП, бойцы в форме от Юдашкина. Впрочем, даже показав товар лицом, командование отказалось сообщить, сколько же точно здесь солдат и техники. Что делать, военная тайна.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру