Взятки больше не гладки

Казалось бы, при чем здесь ООН?

Вчера Госдума приняла во втором чтении президентский законопроект, который вводит для взяточников и взяткодателей кратные размеру мзды штрафы.

Казалось бы, при чем здесь ООН?
Рисунок Алексея Меринова

Вчера же представитель правительства в Госдуме не смог объяснить, почему вот уже 2 месяца Белый дом не в состоянии подготовить заключение на законопроект, предлагающий ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции — она называет преступлением незаконное обогащение должностных лиц...

“МК” уже писал, что коммунисты в конце прошлого года предприняли ловкий ход: предложили Госдуме ратифицировать статью 20 этой Конвенции ООН (Россия, как известно, присоединилась к ней не полностью, с изъятиями). Власть оказалась в сложной ситуации: поддержать проект нельзя, потому что это означало бы уступить лавры борца с коррупцией КПРФ. И громко выступить против, нельзя — тогда коммунисты получат доказательство нежелания высшей власти с коррупцией реально бороться. В отведенный законом месячный срок сформулировать свое мнение о предложении КПРФ правительство не смогло, и думский Комитет по безопасности — по просьбе Минюста — отложил обсуждение проекта еще на месяц. Официальная бумага была обещана к 15 апреля. Без нее единороссы отказываются выносить проект на содержательное рассмотрение.

Вчера, 19 апреля, коммунист Обухов попросил представителя правительства в Госдуме объяснить, что там за проблемы с Минюстом. Полпред Андрей Логинов ответил так, что понять что-либо было трудно: “Мы ратифицируем наше присоединение к Европейской конвенции “О борьбе с коррупцией должностных лиц” после принятия третьего вопроса, который идет сегодня у нас в повестке (третий вопрос — тот самый законопроект о кратных штрафах за взятки. — “МК”). Конструкция такая, и со стороны правительства нет никаких задержек. Более того, есть поручение как бы ускорить. Мы должны были до конца апреля рассмотреть этот вопрос и, соответственно, вынесли на рассмотрение конвенцию. Если не удастся это сделать на этой неделе, я думаю, в первых пленарных заседаниях мая мы обязательно это сделаем. Со стороны правительства это находится на контроле”.

Попытки разобраться, что к чему, привели к неутешительным результатам. Вчера официального письма из Белого дома с мнением об инициативе коммунистов в Комитет по безопасности не поступило. И конвенции, упомянутой полпредом, в Госдуме на рассмотрении нет…

Что касается уголовной ответственности за взятки — в УК вводится понятие “штрафа, исчисляемого из кратной суммы коммерческого подкупа или взятки”. В этом случае он может в 100 раз превышать сумму подкупа или взятки. Минимальный размер штрафа за “коррупционное” преступление — 25 тыс. руб., максимальный — 500 млн. К примеру, за “простой” коммерческий подкуп будет грозить штраф, в 10—50 раз превышающий сумму подкупа с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет. За получение обычной взятки должностным лицом обещан 25—50-кратный ее размеру штраф без лишения свободы, либо 20-кратный штраф, но с лишением свободы на срок до 3 лет.

Светлана Горячева (“СР”) возмущалась: по ее мнению, такой подход означает “коммерциализацию Уголовного кодекса”, потому что богатые будут откупаться от тюрьмы. Но первый зампред Комитета по законодательству Владимир Груздев (“ЕР”) пояснил: “Суд сможет в ряде случаев назначить наказание как с лишением свободы, так и без него, исходя из обстоятельств дела, и штраф совсем не освобождает от тюрьмы. Принцип индивидуализации наказания никто не отменял...”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру