Виды на визы

Европейский дипломат — “МК”: “Если мы будем слишком быстро ехать на поворотах, то это будет опасно для всего процесса”

Смогут ли когда-нибудь россияне перестать “париться” по поводу получения виз в Европу и свободно ехать куда-нибудь в Венецию или Гармиш-Пантекирхен именно в тот момент, когда им этого хочется? Или же безвизовый режим с Евросоюзом — явление, относящееся к ненаучной фантастике? Хочется думать, что ожидающийся 9 июня в Нижнем Новгороде саммит Россия—ЕС даст хотя бы более-менее определенный намек на наше визовое будущее.

Европейский дипломат — “МК”: “Если мы будем слишком быстро ехать на поворотах, то это будет опасно для всего процесса”

Впрочем, большие ожидания в плане отмены виз возлагались и на прошлогодний российско-европейский саммит, прошедший в Ростове-на-Дону. Но скоро только сказка сказывается. Дело же продвигается со скрипом.

В Москве считают, что безвизовое будущее спотыкается о политические вопросы. Так, еще год назад в преддверии ростовского саммита Россия — ЕС высокопоставленный чиновник нашего МИДа говорил “МК”, что европейская сторона наряду с вполне разумными требованиями, выполнение которых связывается с переходом к безвизовому режиму (к примеру, регулярное пополнение базы данных Интерпола об украденных или потерянных паспортах, углубление сотрудничества пограничных служб России и государств — членов ЕС и пр. ), выдвигает и явно не имеющие непосредственного отношения к вопросу претензии. Например, связанные с проблемами демократического строительства в России.

Хотя, если верить дипломатам, то наибольшая часть проекта документа о совместных шагах России и Евросоюза по установлению безвизового режима согласована. И этот вопрос за последний год, кажется, удалось сдвинуть с мертвой точки. Так что зыбкая почва для оптимизма имеется.

“Я считаю, и это моя выстраданная точка зрения, мое убеждение, что в современной Европе, в Европе XXI века сохранение виз — это анахронизм”, — заявляет российский постпред при Евросоюзе Владимир Чижов.

Наверняка и многие политики из ЕС придерживаются той же точки зрения. Автору этих строк нередко приходится делать интервью с послами европейских стран. Первый вопрос почти всегда об отмене виз для россиян. И практически все дипломаты говорят, что их страны (и они лично) обеими руками за безвизовый режим. Но надо только немного подождать. И кое-что сделать для того, чтобы это стало реальностью.

— В чем конкретно состоят пожелания, которые Европа имеет к России по визовому вопросу? — это вопрос “МК” задал Денису ДАНИИЛИДИСУ, пресс-секретарю представительства Евросоюза в России.

— Первый шаг — это визовый диалог. Второй шаг — специализированный диалог на техническом уровне между, например, Федеральной миграционной службой РФ и соответствующими партнерами из Европейского Союза. Третий шаг — это самое главное: одобрение “дорожной карты”, или, как мы предпочитаем говорить, “общих шагов”. А четвертый и последний — это выполнение этой “дорожной карты”, что приведет к отмене визового режима.

Практически “дорожная карта” разработана более чем на 90 процентов. Текст, по большому счету, уже согласован. Мы не ждем никаких неожиданностей. То, что осталось, — это несколько деталей, которые больше касаются формулировок, нежели содержания. Поэтому, я думаю, вполне возможно, что удастся все завершить до саммита. Но даже если не успеем, ничего страшного. В любом случае работа эта займет лишь несколько недель.

— Какие конкретные пункты могут быть в этой карте?

— То, о чем я говорю, — это стандартизированный подход. Например, выездные документы (паспорт). Существуют стандартные требования надежности, предъявляемые к современным документам, а также процедуры выдачи таких документов. Пограничный контроль должен осуществляться в определенном стандарте. Должен производиться обмен информацией. Помимо договора о реадмиссии между ЕС и Россией подобные соглашения должны быть заключены между Россией и другими странами. Это технические вопросы, которые есть в каждой “дорожной карте” с любой страной, с котором мы говорим о возможной отмене визового режима.

С нашей стороны требования очень стандартизированы. Но мы говорим об “общих шагах”, а это значит, что и Российская Федерация тоже со своей стороны добавляет какие-то пункты.

В итоге мы получаем общий документ, который, как надеемся, будет одобрен в скором времени обеими сторонами.

— Можно ли в нашем случае проводить аналогии с “дорожными картами”, которые были, скажем, для восточноевропейских стран? Например, для Сербии?

— Конечно! Приблизительно все то же самое: подход, процедура. Единственная разница — Сербия сейчас находится в “зале ожидания” на вступление в ЕС. Хотя мы еще не начали переговоры о вступлении, но Сербия — кандидат на членство в Европейском Союзе.

Россия же не претендует на вступление в ЕС, поэтому в этом смысле тут другой подход. Но в целом процесс одинаковый. Хотел бы напомнить еще, что даже с теми странами, с которыми мы сейчас ведем переговоры о вступлении в ЕС, у нас не отменен визовый режим. Например, Турция. С ней у нас нет безвизового режима.

— Какие риски видит Европа в отмене виз для российских граждан?

— “Дорожная карта” — это маршрут из одного пункта до другого. Мы хорошо знаем, где мы сейчас находимся. Мы знаем, куда хотим прибыть. Обе стороны должны понять, что на этой дороге есть участки, где можно ехать очень быстро, и есть повороты и участки, где скорость ограничена. И здесь надо иметь терпение. Потому что если мы будем слишком быстро ехать на поворотах, то это будет опасно для всего процесса. Терпение — это главное. Да и атмосфера внутри “автомобиля” во время всего пути должна быть комфортной.

— А если представить, что Россия по примеру, скажем, Украины в одностороннем режиме ввела бы для граждан ЕС безвизовый режим. Это могло бы стимулировать Европу на ответные шаги?

— Хотел бы особо подчеркнуть, что для нас вопрос виз — не политический. Мы просто хотим видеть процесс реализации общих шагов “дорожной карты”. И на основе чисто технических критериев через некоторое время рассмотреть возможность отмены визового режима. Отмена виз с точки зрения России — это технический или политический вопрос? Я не знаю. Если это политический вопрос, отмена виз может произойти быстрее, если для этого есть политическая воля. Но это не влияет на нашу работу. Если даже РФ отменит визы для граждан ЕС, это не означает, что мы не должны продолжать работу в рамках “дорожной карты”. Для нас это технический вопрос.

— А насколько Евросоюз вообще заинтересован в отмене визового режима?

— Отмена виз — это долгосрочная стратегическая цель Европейского Союза. Но в данный момент нашим приоритетом является облегчение визового режима. Европейский Союз и Россия уже подписали об этом договор. И сейчас идет речь о дальнейшем расширении возможностей для получения виз в более облегченном режиме. Например, гражданам России, которые несколько раз путешествовали без проблем по Европе, выдавать многократные длительные визы. Хотим, чтобы были единые требования по заявлениям на визу — ведь сейчас, к сожалению, в консульствах существуют разные требования, отличающиеся друг от друга. Мы хотим, чтобы процедура была унифицирована, упрощена и облегчена. И если получить визу станет проще, проблема отмены виз перестанет быть такой острой, как сейчас. Например, многократные визы на три года могли бы стать заметным облегчением. Граждане ЕС тоже страдают от необходимости получения визы, но получают меньше многократных российских виз, чем россияне, обращающиеся за шенгенскими визами. Для нас главный приоритет — делать все возможное, чтобы выдача виз была более простой, а сами визы выдавались бы на больший срок. И было бы очень хорошо отменить визы для некоторых категорий граждан…

И тут ничего не остается, кроме как согласиться с нашим собеседником. Все-таки конкретные достижения — вроде пятилетних многократных шенгенских виз, которые вполне реально смогут получать россияне (через пару-тройку лет), — это куда как лучше, чем безвизовый журавль в небе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру