Добровольцы — в законе они значатся как “мобилизационный людской ресурс” — это граждане, которые находятся в запасе (после срочной службы в армии или офицеры в отставке). Приоритет будет у тех, кто имеет более длительную военную подготовку и имеет хорошие показатели по состоянию здоровья и возрасту. Прошедшие отбор будут посещать военные сборы и тренировки, а в случае необходимости смогут даже принять участие в оперативных мероприятиях (этот пункт наверняка окажется кстати на Северном Кавказе).
Если законопроект окажется принят, с добровольцем будет заключаться контракт, по которому ему станет выплачиваться зарплата. Судя по финансово-экономическому обоснованию законопроекта, офицеры, сержанты и рядовые запаса будут получать оклад по воинскому званию, воинской должности, процентную надбавку за стаж в запасе, районные коэффициенты и процентные надбавки. Всего в 2012 году предполагается потратить на зарплаты добровольцам 166,9 миллиона рублей.
Количество офицеров, которых собираются задействовать в добровольных отрядах, невелико — всего 332 человека. Рядовых и сержантов больше — 3968 человек.
— В Думу внесен этот законопроект именно сейчас, потому что президент утвердил концепцию создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. И в рамках реализации этой концепции предусмотрена разработка нормативно-правовой базы, которая будет регламентировать работу новой системы, — рассказал “МК” председатель Комитета по обороне Госдумы Виктор Заварзин. — Что касается финансовой части, то сейчас ведутся расчеты.
В ФСБ и СВР эту инициативу пока никак не комментируют. А вот в Генштабе “МК” рассказали, как сейчас обстоят дела с резервистами:
— На данный момент мобилизационные резервы есть только в Минобороны, — рассказал наш источник. — Да и в армии мобрезерв — вещь только номинальная. При Союзе это называлось “партизанка”. Отслужившие в армии солдаты и сержанты, а также офицеры запаса прибывали на полевые сборы (они длились порядка двух месяцев) раз в 5 или 7 лет. Это было необходимо для осваивания новой техники и вооружения. В этот период за работником, который ушел “на партизанку”, сохранялась зарплата на производстве. Сейчас, когда люди работают в коммерческих структурах, зарплату за ними во время сборов никто сохранять не собирается, а Минобороны оплачивать это не собирается — денег нет. Фактически приказ “О мобилизационной готовности” не действует.