Ливию воображают на троих

Кому достанется страна после Каддафи — ливийцам, Западу или “Аль-Каиде”?

Ливийский конфликт, похоже, вступил в завершающую фазу. Пока рядовые оппозиционеры-победители ищут в стране полковника Каддафи, сильные мира сего начали делить завоеванное. И “облагодетельствованные” повстанцы уже спорят с западными покровителями и между собой о будущем страны. А оно выглядит пока очень туманным.

Кому достанется страна после Каддафи — ливийцам, Западу или “Аль-Каиде”?
Ливийские повстанцы пока празднуют победу. Не ждет ли их “постпраздничное похмелье”?

«Когда в товарищах согласья нет…»

Не совсем ясно, как пришедшая к управлению разномастная оппозиция собирается вырабатывать и представлять единую программу обустройства Ливии. В стране существуют противоречия между Киренаикой и Триполитанией, между различными племенами и кланами, арабами и берберами, исламистами и сторонниками светского режима. Как неоднократно заявляли «МК» различные эксперты, падение режима Каддафи в Ливии чревато в первую очередь войной «всех против всех» и грозит превращением государства в некое подобие Сомали. Такой вариант, похоже, не за горами.

Мозаичность оппозиции очевидна как никогда. Даже непримиримый противник Каддафи, лидер созданной в этом году в Европе Ливийской демократической партии Ахмад Шайбани, открыто заявляет, что ситуация в Бенгази — под контролем радикальных исламистов. (К слову, об угрозе их прихода к власти предупреждал и сам полковник.) «Сейчас босс в стране — „Аль-Каида“, — заявил Шайбани. — Мы призываем к немедленному вмешательству ООН. Надеемся, что и Израиль поможет, потому что власть „Аль-Каиды“ станет проблемой мирового масштаба». Бенгази в данный момент управляется Абу-Убайдой аль-Джерахом, а Триполи — Абдель-Хакимом Бальхаджой. Оба они являются командирами «Аль-Каиды», уверяет лидер ливийских демократов.

Повстанцы, в свою очередь, упорно отрицают связь с террористами: «Конечно, у нас есть некоторые радикально настроенные люди, но это совсем не то, что подразумевается, когда говорят об «Аль-Каиде», — уверяет замглавы генштаба ПНС Ливии Сулейман Махмуд.

Запад ждет «вознаграждения»

В результате утечки в Интернет попал план послевоенного устройства Ливии. Этот 10-страничный документ, подписанный спецпосланником ООН по Ливии, экс-руководителем Amnesty International Йеном Мартином, предлагает ряд мер по стабилизации страны. В частности, Организация Объединенных Наций планирует отправить 200 невооруженных военных наблюдателей и 190 офицеров полиции, которые будут обучать ливийцев. Впрочем, это произойдет лишь при согласии ливийских властей и соответствующем распоряжении Совбеза. Кроме того, в первые три месяца в Ливии должен работать 61 гражданский ооновский специалист.

Представители Переходного национального совета (ПНС) уже успели отказаться от международного присутствия в стране, сообщил Йен Мартин. «В ООН предложили возможность размещения миротворцев, но ливийский кризис — это особый случай, — заявляет заместитель представителя Ливии в ООН Ибрагим Даббаши. — Речь не о гражданской войне, не о конфликте между двумя сторонами. Это люди, которые защищают себя от диктатуры». Удивительным образом нынешняя риторика ливийских оппозиционеров отличается от прошлых месяцев. Напомним, что на протяжении полугода повстанцы не только просили и благодарно принимали зарубежную помощь. Они «прощали» НАТО и случайные попадания по своим собственным объектам и бойцам.

«Новая Ливия» на пути к самостоятельности?

Теперь же новые власти намерены действовать самостоятельно и обнародовать собственную программу. Произойти это должно в четверг в Париже, на конференции по ситуации в Ливии. Ожидается, что в ее ходе ливийскими властями будет представлено их видение перехода страны к демократическому управлению и перестройки ее экономики, заявили в Еврокомиссии.

Впрочем, некоторые аспекты будущей политики «новой Ливии» уже проясняются. В частности, министр транспорта и связи ПНС Ливии Анвар Файтури заявил, что Переходный нацсовет проведет оценку всех международных контрактов, заключенных правительством Муаммара Каддафи, на предмет их прозрачности. Не секрет, что при прежнем режиме между Ливией и нашей страной существовали тесные экономические связи. Сегодня же судьба заключенных прежде контрактов также неизвестна. По словам Файтури, непризнание Россией повстанческого правительства может отрицательно сказаться на экономическом сотрудничестве. Возможно, Москве припомнят и ее нейтральную позицию при голосовании по резолюции № 1973. При этом стало известно, что в парижской конференции примет участие спецпредставитель Президента РФ по Африке Михаил Маргелов. Россия была приглашена на форум одной из первых.

Сюжет:

Свержение Каддафи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру