Америку зовут к оружию

Несмотря на бойню в школе Национальная оружейная ассоциация США призывает вооружаться

И все-такие древние Майя что-то подозревали или прозревали, когда нарекли 21.12.12 днем Конца Света. В прошлую пятницу Конец Света не наступил. Зато в одном из отелей вашингтонского даунтауна на пресс-конференции выступил исполнительный вице-президент американской Национальной ружейной ассоциации (НРА) Уейн ЛаПьерр. Ровно неделю после трагедии в Ньютауне, где погибли 20 детей 6-7 лет и их 6 учительниц, НРА хранила воистину гробовое молчание. Но вот, наконец, разверзла свои уста.

Несмотря на бойню в школе Национальная оружейная ассоциация США призывает вооружаться

Несмотря на то, что в ту же пятницу президент Барак Обама назначил своим госсекретарем сенатора Керри, новостью №1 стала пресс-конференция НРА. На ней присутствовали около двухсот журналистов. На «помазании» Керри — лишь кучка репортеров.

Что же поведал urbi et orbi мистер ЛаПьерр? Он заявил, что НРА намерена вооружить до зубов все школы Америки. Он обвинил систему образования страны в том, что она потворствует серийным убийцам, объявляя школы «зонами, свободными от оружия». ЛаПьер сказал: «Они оповещают каждого рехнувшегося киллера в Америке о том, что школы наиболее безопасные для них места, чтобы наносить максимальный урон, гуляй, мол, пока не расстреляешь все магазинные коробки твоего автомата!»

Каков диагноз, таково и «лечение». Контрапунктом выступления одного из главарей НРА были слова-афоризм: «Единственное, что может остановить плохого парня с оружием в руках — это хороший парень с оружием в руках». Таково видение НРА. 99 тысяч общественных школ Америки превращаются в Дикий Запад с бесконечными схватками и дуэлями плохих и хороших парней, в которых НРА предназначена роль третьего радующегося, снабжающего оружием и ту и другую сторону.

Как раз в тот самый момент, когда ЛаПьерр ораторствовал в Вашингтоне, в Пенсильвании очередной маньяк убил троих прихожан сельской церкви и ранил нескольких полицейских, пока сам не был убит копами. Поэтому журналисты насмешливо подбросили ЛаПьерру «идею» вооружить не только школы, но и церкви Америки, не только учителей, но и священников. А там, глядишь, массовые бойни состоятся в театрах и ресторанах, в музеях и больницах, и так далее. Вся Америка разделится на плохих и хороших парней, и треск автоматов не заглушит даже шум автомобильных моторов.

Но речь идет о слишком важной субстанции, чтобы гвоздить НРА подобными шуточками. Призыв НРА «К оружию!» это по существу призыв к покупке оружия. Недаром ворвавшиеся на пресс-конференцию протестники развернули плакат со словами: «НРА убивает наших детей!»

План НРА был встречен в штыки школьными администрациями, органами правопорядка и многими политическими деятелями. Одни называют его «маниакальным», другие — «параноидальным», что, в принципе, один чёрт. Даже некоторые из тех политиков, которые обычно поют с голоса НРА, на этот раз предпочитают прикусить язык. Идея стравить хороших и плохих парней на школьных территориях отпугнула и многих обитателей вашингтонского Капитолия. Как заявил конгрессмен Майк Квигли, демократ от штата Иллинойс, «те, кто рассчитывает, что НРА выступит с предложением разумных реформ в области безопасности, просто морочили себе голову, выдавая желаемое за действительность».

Вызывающий тон устроителей пресс-конференции явно свидетельствовал о том, что НРА ни на какое сотрудничество или компромисс не согласна. Тем более с президентом Обамой. Президент НРА Дэвид Кини и его правая рука ЛаПьерр отказались отвечать на вопросы журналистов. А когда встал вопрос о сотрудничестве с Обамой, Кини и ЛаПьерр молча покинули зал. Впрочем, до этого ЛаПьерр «предсказал»:

— Я только представляю заголовки, шокирующие заголовки в завтрашних газетах. Вы будете писать о том, что ответ НРА на все проблемы только один — больше оружия! Вы будете писать, что оружие это зло, что ему не место в нашем обществе. Тем более в наших школах. Но с каких это пор пистолет стал автоматически дурным словом?

И хотя ЛаПьерр иронизировал, он как в воду глядел. На следующий день в газетах были и шокирующие заголовки, и клеймление оружия, и критика НРА. А кто-то остроумно сострил, что пистолет стал дурным словом не автоматически, а лишь после того как превратился в автомат. Провозглашенная лидерами НРА Национальная показательная школьная программа «Щит» была перекрещена в «Меч». (Показательно, что руководителем программы «Щит» назначен экс-конгрессмен Эйза Хатчинсон из Арканзаса, известный сторонник оружейного лобби.) ЛаПьерр пообещал, что НРА сделает всё для того, чтобы «в каждой отдельной школе нашей страны, когда дети вернутся с рождественских каникул в январе, их встретили вооруженные полицейские».

Призывы «К оружию!» раздавались и раньше. Но вот о чем свидетельствует история: чем больше оружия, тем больше убийств. Вот результаты анализа, проведенного Центром по изучению политики насилия. Там где запретительные законы по контролю за оружием слабы, там и жертв от применения огнестрельного оружия больше. Таковы штаты Луизиана, Вайоминг, Алабама, Монтана, Миссисипи. Там же, где контроль за оружием соблюдается строго, и жертв от него меньше. Это, например, штаты Массачусетс, Гавайи, Нью-Джерси, Нью-Йорк. Это касается и школ. Так в школе в Колумбайне, где тоже произошла чудовищная бойня, были два вооруженных охранника.

И еще один аспект этой проблемы. Ведь кроме убитых есть еще и раненые. Статистика Центров по предотвращению болезней и контроля за ними показывает, что количество смертей от огнестрельного оружия с 2000 года находится примерно на одном уровне, а вот количество раненых возросло на 20%. Почему такая разница? Ответ в прогрессе скорой помощи (система звонков «911») и медицины. (Травматологические центры, продвинутая хирургическая технология.) Поэтому уменьшение количества убитых отнюдь не означает, что в Америке меньше стреляют. Многие, которым подарили жизнь чудеса медицины, остаются инвалидами.

В обстановке распространения оружия и неэффективного контроля за ним «плохие парни» оказываются в более выгодном положении чем «хорошие». В совместном заявлении Американской федерации учителей и Национальной ассоциации образования говорится: «Оружию не место в наших школах. И точка. Мы должны сделать всё, чтобы не было никаких перестрелок в школах, и концентрироваться на том, чтобы не допускать оружие в школьные пределы». В совместном заявлении говорится и о необходимости увеличить заботу о психологическом здоровье детей.

Но вот статистика Национальной ассоциации директоров программ по психическому здоровью. С 2009 года по 2012 расходы на лечение и предотвращение психических заболеваний уменьшились на $4,35 млрд. Кстати, на своей пресс-конференции ЛаПьерр обвинил президента Обаму в том, что он «поцарапал» расходы на обеспечение безопасности школ. Но Белый дом в своем немедленном ответе пояснил, что расходы по этой статье «поцарапал» не президент-демократ, а республиканский Конгресс, в котором заседают кориши НРА, избранные на ее деньги, и которые экономят на самых жизненных программах, чтобы уберечь 1 процент сверхбогатых американцев от увеличения налогов на их бесчисленные миллионы и миллиарды.

Внедрение в школы полиции и вооруженных волонтеров — резервистов и полицейских-пенсионеров (а только общественных школ в стране около ста тысяч) потребует огромных расходов — как финансовых, так и человеческих ресурсов. По мнению официальных правоохранительных органов, это не только опасно, но и нереалистично. Как заявила сенатор-демократ Дайан Файнстин, которая уже готовит внести в Конгресс антиоружейное законодательство, «неужели все школы должны иметь вооруженных стражей? А юридические конторы? А деловые компании? Разве это ответ? Так мы превратим всю Америку в вооруженный лагерь».

Уже превратили, госпожа Файстин, давно превратили. Недаром Америку называют «гарнизонным государством». (Это помимо Пентагона.) На 315 млн. жителей США приходятся по разным подсчетам 270-300 млн. стволов. Куда же больше?

Но в высказываниях мистера ЛаПьерра были моменты, заслуживающие внимания. Пытаясь всеми силами отстоять оружейный бизнес, он выболтал несколько многозначительных истин. Он обвинил в трагедиях, вроде той что имела место в Ньютауне, «американскую культуру» и в первую очередь масс-медиа и видеоигры. Производителей последних он заклеймил как «преступных и коррумпированных, которые создают и продают насилие против своего собственного народа». Он даже продемонстрировал участникам пресс-конференции видео из Интернета под вызывающим нервозную дрожь и праведный гнев названием «Убийца из детского сада». Обрушился ЛаПьерр и на органы правопорядка и здравоохранения, мол, плохо отслеживают процесс превращения психически нестабильных людей в маньяков — серийных убийц, «будущих Адамов Ланца из Ньютауна». Он метал громы и молнии против всех «безумных киллеров», против «монстров и хищников», против «людей, которые настолько свихнулись, настолько охвачены насилием, настолько прислушиваются к злу, к каким-то запредельным голосам, настолько захвачены демонами, что никакой здравомыслящий человек никогда их не поймет».

Но вся эта мелодекламация и прорывающиеся сквозь нее метеориты истины еще больше подчеркивают преступный характер оружейного бизнеса и его лобби во главе с НРА, его преступную роль в формировании общества насилия в Соединенных Штатах…

Предложение ЛаПьерра вооружить «хороших парней», чтобы они защищали школьников и дошкольников от «плохих парней» обсуждалось и жителями Ньютауна. Их мнение выразила Сюзи Деянг, мать и психолог.

— Мы не настолько глупы, чтобы пойти на поводу у этих людей, — сказала она.

На клич Национальной ружейной ассоциации «К оружию!» матери Америки отвечают призывом «Долой оружие!»

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру