Предложения президента по единой концепции учебников трудно осуществить

Мнение заслуженного учителя России: "Эту задачу способно решить только время"

Выступая сегодня в Еврейском музее, президент РФ Владимир Путин призвал привести школьные учебники к трогательному единодушию по поводу всяких исторических неурядиц. Президент подчеркнул, что новые учебники должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. "Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур». Как воспримут идею «сверху» профессионалы «снизу»? «МК» узнал мнение заслуженного учителя России, педагога с 30-летним стажем, директора школы «Класс-Центр» Сергея КАЗАРНОВСКОГО.

Мнение заслуженного учителя России: "Эту задачу способно решить только время"
Владимир Путин

- Если брать прямую цитату президента, то видно, что ничего плохого он в виду не имел. Он озвучил правильные, но очень общие вещи, имея, судя по всему, в виду деликатность в изложении исторических событий по отношению ко всем народам и этапам их развития и становления. Другой вопрос, как сейчас растолкуют этот общий добрый посыл те, кто имеет непосредственное отношение к созданию школьных учебников. Честно говоря, я, как педагог, который 30 лет говорит с детьми, даже не представляю себе, кто и как сможет создать эти одинаковые учебники?! Учебник-то можно написать любой, но ведь у каждого школьника есть еще родители, телевизор, интернет и право задать вопросы и высказывать свое мнение. Не спорю, в 60-е годы, например, когда я сам учился в школе, думать и обучаться было намного легче. Потому что и телевизор, и школа, и папа с мамой говорили одно и то же, даже если про себя думали иначе. И очень немногие располагали какой-то альтернативной информацией. Ученики твердо знали, что мнение учителя — закон и его авторитет непререкаем. Да, это была своего рода идеологическая игра — в октябрят, в пионеров, в комсомол. Может, и не у всех была глубокая вера во все это, но и нельзя сказать, что не было чувства патриотизма. Вся страна, например, от мала до велика испытала подъем и гордость за державу, когда в космос взлетели наши Белка и Стрелка. Но сейчас, хотим мы этого или нет, время совсем другое — мир во всем своем огромном объеме открыт, существует интернет, иностранная пресса и книги, а история — наука очень противоречивая. Множество известных фактов во всем мире постоянно подвергается сомнению и новому толкованию, а каждый школьник сегодня, к счастью, имеет право инициировать дискуссию с учителем. А вот сегодняшний учитель, наоборот, не имеет права не сказать в конце урока: «А теперь ваши вопросы и ваше мнение!» И каков бы ни был учебник, учителю истории придется отвечать на вопросы учеников — честно и точно. Мы же не можем запретить ребенку размышлять, проявлять любознательность и желание докопаться до сути. Как у Стругацких: когда зайчиха учит зайчонка бегать как она, это ему необходимо; когда волчица учит волчонка кусать, как она, это ему необходимо; а вот когда человек учит ребенка думать, как он - это преступление. Один замечательный педагог, мой учитель, говорил: «До 7 лет мы учим ребенка ходить и говорить, а потом он приходит в школу и мы учим его сидеть и молчать». Думаю, что задачу единообразия учебников способно решить только время, хотя стремиться к взаимной деликатности и уважению хорошо во все времена.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру