Китайцы переймут наш закон об «иностранных агентах»?

Депутаты Госдумы передали политикам Поднебесной бесценный опыт

Российский закон об НКО — «иностранных агентах» — очень интересует власти КНР. Это выяснилось в ходе официального визита спикера Сергея Нарышкина и делегации Госдумы в Пекин и Харбин. В коммунистическом Китае опасаются внешнего влияния на внутреннюю политику и готовы перенимать наш опыт.

Депутаты Госдумы передали политикам Поднебесной бесценный опыт
Спикер Госдумы на Великой китайской стене.

Речь об «иностранных агентах» велась без прессы, но и в официальных комментариях и речах намеки делались. «У нас разные национальные особенности и внутренние обстоятельства, но есть и общие проблемы», сказал на открытии заседания Российско-китайской парламентской комиссии по сотрудничеству Чжан Дэцзян, глава Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (этот орган выполняет функции законодательной власти в период между съездами ВСНП). «Китайские коллеги высоко ценят наш опыт по принятию законопроектов, которые отвечают запросам общества и связаны с происходящими изменениями», — сказал позднее Сергей Нарышкин, общаясь с журналистами на Великой Китайской стене в окружении любопытных китайцев-туристов. Могло показаться, что власти КНР заинтересовались законами о либерализации партийной системы и новом порядке выборов в Госдуму, но это было не так.

На заседании межпарламентской комиссии глава думского Комитета по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов (ЛДПР) рассказал об антиэкстремистском законодательстве РФ: «Китайцы очень интересовались вопросами защиты от внешнего финансирования, у них общее с нашими федеральными властями понимание того, что избранные и Китаем, и Россией модели развития находятся под пристальным вниманием» — со стороны Европы и США, надо понимать.

«В КНР довольно много общественных организаций, есть и такие, которые финансируются из-за рубежа. Китайские власти чувствуют, что через некоторые НКО есть попытка влияния на внутренние политические дела, и хотят повнимательнее изучить наше законодательство, посмотреть, что полезного они могут применить у себя», — пояснил первый вице-спикер Иван Мельников (КПРФ).

А в Харбине на встрече с руководством провинции Хэйлунцзян, граничащей с пятью российскими регионами, выяснилось, что китайцев интересует еще одна тема. «Шла речь о правовых основах работы китайцев в России, я предложил включить проблему в повестку дня следующего заседания комиссии в сентябре», — сказал г-н Мельников.

...20-миллионный Пекин местами напоминает советскую Москву широкими проспектами, зданиями типа тех, что украшают наш Ленинский, и почти пустым после 10 вечера центром. Нынешнюю Москву он напоминает смогом и беспардонным поведением участников дорожного движения. Проспекты, правда, шире, автомобилисты и пешеходы совсем безбашенные, вдоль улиц — розы, а настоящих пробок нет. После имперски величественного Пекина 4,5-миллионный Харбин кажется пестрым и милым. Город заложили русские в конце XIX века во время строительства КВЖД. После Октябрьской революции сюда устремились потоки эмигрантов, чьи потомки живут здесь и сейчас.

Спикер и депутаты посетили музей, расположенный в православном храме Святой Софии, возложили венок к памятнику советским воинам, прогулялись по пешеходной Центральной улице к набережной реки Сунгари. Г-н Нилов рассказал, что он озвучил просьбу к китайским властям разрешить «хотя бы по праздникам православным священникам из Хабаровска приезжать в Харбин и вести богослужение» (православная церковь в Китае вне закона). «Моя просьба была оставлена без комментариев», — признал депутат...

А напоследок прошла встреча со студентами в университете, где на факультете русского языка обучаются 600 китайцев, а китайский учат 300 россиян. Встреченный овациями спикер прочитал лекцию и ответил на вопросы. «У ребят из российских регионов настроения разные. Кто-то хочет вернуться в Россию, кто-то нет. Что делает наша страна, чтобы они вернулись?» — спросил юноша с Дальнего Востока. Спикер сказал, что для развития Дальнего Востока созданы специальное министерство и фонд, есть совместные проекты вроде моста через Амур. «Если найдете симпатичную девушку здесь — это тоже будет элементом развития наших отношений», — под смех зала закончил он.

Было не очень смешно. Товарооборот между Россией и Китаем достиг 90 млрд долларов. Китай ввозит к нам в основном продукцию обрабатывающей промышленности. 76% российского экспорта составляют энергоносители, а остальное приходится на химическую продукцию и древесину.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру