Американо-китайский саммит пройдет без бумажек

Положит ли встреча Барака Обамы и Си Цзиньпина начало новому типу отношений между великими державами?

Это произошло на встрече президента КНР Си Цзиньпина и министра финансов США Джэкоба Лью. Перед китайским президентом на столе не было никаких бумажек. Заметив это Лью тут же убрал и свои. Аналогичная сцена повторилась на встрече Си с Томом Донилоном, помощником президента Обамы по нацбезопасности. Встреча была посвящена предстоящему саммиту Обамы-Си.

Положит ли встреча Барака Обамы и Си Цзиньпина начало новому типу отношений между великими державами?
Си Цзиньпин

Китайский президентом, как говорится, открытым текстом дал понять Донилону, что он хотел бы вести переговоры с его боссом «без дипломатической повестки дня», без «переговорных параграфов». Со стороны Си это крутое возвращение к личной дипломатии на высшем уровне как она практиковалась в прошлом. Ее наиболее яркий пример переговоры в Пекине между Мао Цзедуном и Чжоу Эньлаем с Никсоном и Киссинджером. Как известно, они закончились установлением дипотношений между Китаем и Соединенными Штатами. Такова была воля верховных лидеров. Ее бумажное оформление стало, согласно шахматной терминологии, делом техники.

Личная дипломатия самая успешная и плодотворная, но и самая трудная и опасная. Если главы государств не настроены на одну волну у них ничего не получится. А это всегда чревато опасным кризисом, ибо ставки в такой игре необычайно высоки. Провал на внешнем уровне никакой иной уровень не может «отремонтировать». В 2002 году президент Буш пригласил президента Цзян Цзэминя на свое техасское ранчо Кроуфорд, но ни барбекю, ни поездка по ранчо в джипе, за рулем которого сидел сам Буш, ничего не дали. «Химической реакции» между обоими лидерами не произошло. Не сошлись и Обама с президентом Ху Цзиньтао. Последний предпочитал ведение переговоров при помощи «talking points». Да и Обама был любезно холоден.

Параллельные линии саммитов не сходятся, когда одновременно отсутствует воля, харизма и уверенность в себе хотя бы у одного из лидеров. Или он уже физически не способен к этому, как это произошло, например, на венском саммите Брежнев-Картер. Советский лидер задавал вопросы и отвечал на них, исключительно зачитывая бумажки, которые ему подсовывал Громыко. Уверенность в себе определяла успех саммитов с участием Мао Цзедуна и Дэн Сяопина. Они твердо сидели в седле, и бумажные доспехи им были ни к чему.

Си часто сравнивают с Дэном. Оба не боялись новаций, смотрели вперед и не разменивались на мелочи. По словам Донилона, и тот, и другой были открыты для личных встреч и понимали их важнейшие моменты. История о том как Маргарет Тэтчер «проэкзаменовала» Горбачева, а затем «порекомендовала» его Рейгану, стала уже канонической в анналах дипломатии. Си тоже «экзаменовали» в Вашингтона, который он посетил, будучи еще вице-президентом Китая. Его «экзаменатором» был вице-президент США Джо Байден. Во время встречи в Вашингтоне и Пекине они совместно наговорили более 20 часов. И вот Байден повторил Обаме слова, сказанные Тэтчер Рейгану: «С ним можно иметь дела». Обама решил встретиться с Си с опережением обычного дипломатического календаря.

Рамки «вольного саммита» продиктовали и место встречи лидеров двух самых могущественных держав мира. Обама скажет Си «Добро пожаловать!» под сенью олив и на берегах искусственных озер в поместье «Саннилендс», которое раньше называлось «Ранчо Мираж». Сами переговоры продлятся шесть часов, но их участники будут иметь в своем распоряжении два полных дня, чтобы обсудить не только строптивость молодого Кима из Пхеньяна, но и полюбоваться видом гор Сан Хакинто и даже прогуляться у их подножья.

Поворот Вашингтона к Азии рассматривается в Пекине, в особенности в высших кругах военного командования, как стратегия ограничения китайского влияния в этом регионе, который Пекин все больше считает «своим». Кеннет Либерталь, советник Клинтона по Китаю, а ныне сотрудник Института Брукингса, предупреждает, что успех отнюдь не закодирован в саннилендском саммите, что сам этот саммит свидетельство усложнения американо-китайских отношений, которые уже не могут поддерживаться лишь в «регулярной манере».

Президент Си Цзиньпин прибудет в Калифорнию в пятницу из Мексики после турне по трем странам Латинской Америки. Обама планирует совместить калифорнийский саммит с мероприятиями по сбору средств для «чемоданов» демократической партии. И Обама и Си будут балансировать на весьма своеобразной проволоке. Они должны одновременно излучать и доверие, и уверенность в себе так, чтобы одно не перетянуло другое. Поэтому оба они заинтересованы в стабильной сбалансированности, чтобы не свалиться с проволоки и не потянуть с нее друг друга.

Баланс канатоходцев на высшем уровне означает: в области доверия — доверяй, но проверяй; в области уверенности в себе — чтобы она не переросла в самоуверенность. Итоговая оценка достижения подобного баланса между великими державами — устоявшейся и формирующейся — пока замерла на отметке осторожного оптимизма. Положит ли саннилендский саммит начало новому типу отношений между великими державами покажет лишь время. Большое видится издалека. Кое-кому вереница советско-американских саммитов казалась тщетной попыткой установить дружественные отношения между Москвой и Вашингтоном. Но дело было не в дружбе. Эти саммиты кодифицировали «холодную войну» таким образом, что она не переросла в горячую ракетно-ядерную, сулящую конец человеческой цивилизации. Это было всемирно-историческим достижением, и мы должны благодарить за это тех, кто достиг этого, как бы мы к ним не относились сейчас с высоты сегодняшнего дня…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру