Рояль на площади Таксим: музыка и революция

Немецкий пианист вдохновлял своей игрой собравшихся в парке Гези

Был когда-то фильм-байопик о великом Бетховене. Есть в нем такой эпизод. Бетховен идет по улочкам Бонна и заглядывает в окно одного домика. Он видит комнату, в центре которой в гробу лежит маленькая девочка. Это панихида. Мать девочки плачет, убивается. Бетховен решительно входит в дом, подходит к роялю, поднимает крышку и начинает играть какой-то отрывок из Пасторальной симфонии. Мать сначала замирает от неожиданности, затем начинает прислушиваться к музыке. Ее лицо постепенно светлеет. Слезы высыхают, и на нас крупным планом смотрит Мадонна. Я вспомнил этот эпизод из фильма вот в связи с чем. На днях в Стамбуле в Гези-парке на площади Таксим произошла история весьма похожая на рассказанный выше сюжет.

Немецкий пианист вдохновлял своей игрой собравшихся в парке Гези
Дэвид Мартелло

Огромные толпы протестующих, волю которых не смогли сломать ни слезоточивые газы, ни водяные пушки, вновь собрались на площади, имя которой сейчас известно всему миру. Но вместо газа и водяных струй на них обрушилась музыка.

За гранд-пиано сидел немецкий музыкант Дэвид Мартелло. Он приехал в Турцию, в Стамбул с тремя друзьями и роялем, находившимся в трейлере. Рояль извлекли из трейлера и установили у входа в парк Гези с внутренней стороны. Дэвид сел за инструмент и начал играть. Люди стали останавливаться возле рояля. Толпа слушателей все больше увеличивалась. Люди, только что разъяренные действиями турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, стали постепенно остывать. А вскоре фотографии и видео этого необыкновенного концерта-экспромта перекочевали в Интернет и начали кружить вокруг планеты в блогах, в новостях онлайна и на страницах Facebook.

Наступила ночь, но бастующие меломаны и не собирались расходиться. Толпа вокруг рояля, за которым сидел 30-летний Дэвид, уже насчитывала полторы тысячи человек. В паузах Мартелло обращался к слушателям через мегафон. Он говорил, что совершает турне по планете «независимо ни от кого». Его цель — дать концерты во всех главных городах земного шара. «Я уже был в столице Болгарии Софии, и мне очень захотелось посетить Стамбул и стать свидетелем вашего протестного движения, которое началось в целях спасения парка Гези от разрушения и превращения в строительную площадку по приказу премьера Эрдогана. Моя задача вдохновить вас моей музыкой», — говорил Дэвид. Он был одет во все красное — цвет турецкого национального флага. На его голове красовалась шляпа светло-коричневых тонов.

Таксим-сквер с самого начала движения протеста стал местом разных перформансов. Но ни один из них не произвел на толпу такого месмеризирующего воздействия как концерт Мартелло, который играл 14 часов подряд. Даже полицейские, окружившие музыканта и слушателей, поддались магии музыки. Им было поручено охранять находящуюся рядом статую Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя светской Турецкой республики. Но они, забыв об Ататюрке, опираясь на свои щиты, завороженно слушали музыку. Глядя на эту картину, один из «смутьянов» воскликнул: «Этот парень за роялем творит здесь историю!».

Музыкант творил историю, власти — расправу. Завороженных полицейских привели в чувство и приказали им конфисковать «подстрекательское» гранд-пиано. Это было сделано по прямому указанию премьера Эрдогана, который хотел сорвать новое ралли, намеченное на воскресенье, 16 июня. Рассказывает Дэвид Мартелло: «Я запарковал мою машину в двухстах метрах от статуи Ататюрка, где я играл в прошлые дни. Когда я попытался покатить рояль вниз по улице, меня окутали густые облака газа. Мне стало трудно дышать и смотреть. Меня охватила паника, и я побежал». Когда газ несколько рассеялся Мартелло вернулся в парк Гези, но его рояля и след простыл.

Затем появились полицейские и «посоветовали» ему убираться подобру-поздорову, забрав из трейлера свои манатки. Полицейские вытолкнули музыканта из парка, не разрешив взять с собой трейлер и рояль. Турецкие друзья пообещали Мартелло выцарапать рояль с трейлером из лап полиции. «От их успеха зависит то, останусь ли я еще в Турции, чтобы продолжить концертировать в Гези-парке на площади Таксим», — говорит «обезоруженный» блюстителями порядка музыкант.

Я не знаю, как сложится дальнейшая судьба музыканта, приравнявшего свой рояль к штыку. Но если ему вновь доведется играть среди турецких протестников, то я посоветовал бы ему сыграть что-нибудь не из «Пасторальной симфонии» Бетховена, а из «героической» обязательно. И еще непременно из Девятой симфонии Дмитрия Шостаковича, задохнувшегося не в турецком слезоточивом газе, а в удушливой атмосфере диктатуры Советов, что было куда покруче.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру