Как составить рейтинг выживаемости чиновников?

Сценарии сокращения госаппарата стоят на повестке дня

В четвертый раз за четверть века экономическая конъюнктура диктует затягивать пояса. И граждане, и чиновники к этому постепенно привыкают: появляются отработанные алгоритмы и рефлексы.

Сценарии сокращения госаппарата стоят на повестке дня

Со дня на день заговорят о новом сокращении чиновничьего аппарата. Снова будут тиражироваться цифры (наверняка достоверные) о том, что на душу населения чиновников приходится больше, чем в советскую эпоху, и в разы больше, чем в 1913 году. Вновь прозвучит неновая мысль о том, что нужно извлечь уроки из прошлых сокращений и в этот раз экономить по уму. Снова мы услышим про никому не ведомые, но оттого не менее действенные законы Паркинсона. И, вполне вероятно, снова получится «как всегда». Либо будут приняты формальные решения — например, сократить абсолютно все ведомства на 17%. Либо, наоборот, решения совсем непрозрачные — и потому не дающие имиджевого эффекта. Либо решат не трогать ведомства с знакомыми обывателю названиями (МВД, Минздрав), а какие-нибудь малопонятные рядовому гражданину Росаккредитацию или Роспатент вместе с нелюбимым Росгидрометом — сократить.

Однако, пока не поздно, проанализируем возможный сценарий «сферической реформы в вакууме» — то есть имело бы смысл сокращать госаппарат, если бы была возможность не подстраиваться под аппаратную конъюнктуру или обычные эмоции? Какие критерии имеет смысл поставить во главу угла?

Первое — количество свободных вакансий в госучреждениях. Еще в относительно «спокойном» августе Минэкономики предположило, что следует сокращать количество свободных вакансий лишь там, где их число превышает 7%. Впрочем, скорее всего, эта задача слабо реализуема даже при наличии политической воли. В любом случае никто не любит «резать по живому», поэтому наверняка минимизируют число свободных вакансий и, вполне вероятно, на какое-то время введут мораторий на прием новых работников в госаппарат.

Второе — аккуратность в отношении ведомств, ориентированных на оказание услуг. В последние годы дружественность их интерфейса заметно выросла. Тон задала Федеральная налоговая служба после того, как ее возглавил Михаил Мишустин и открылись вполне приветливые учреждения ФНС на территории страны — с электронными очередями и персоналом, прошедшим тренинги вежливого общения и поведения в конфликтных ситуациях. Развиваются и электронные услуги ведомства — с первого января через Интернет можно будет подавать декларации по НДС. ФНС зажила по-новому, и это закономерно привело к увеличению сборов в бюджет.

Одновременно по стране шло создание региональных и муниципальных многофункциональных центров с системой одного окна, где постепенно удавалось выдавливать атмосферу классического ЖЭКа. В 2014 году наступила очередь Росреестра: с приходом в это ведомство Игоря Васильева стандарты «культуры обслуживания» заметно выросли. Результат усилий по модернизации — сокращение сроков регистрации прав и постановки на кадастровый учетв среднем по стране до 11 дней, а также в целях экономии бюджетных средств отказ от многих низкоэффективных мероприятий. Как следствие, увеличилась собираемость имущественных налогов. Такой эффект сами налоговики связывают с полнотой и достоверностью данных, поступающих от Росреестра, отчеты которого говорят об опережении его же дорожной карты по многим показателям. А с появлением Единого государственного реестра недвижимости, над созданием которого работает ведомство Васильева, сборы еще больше вырастут, сама регистрация станет еще проще.Хотя у Росреестра, оказывающего одну из популярных услуг, как и у ФНС, и сегодня хорошо развиты электронные сервисы. Например, уже со следующего года можно будет, не выходя из дома, зарегистрировать земельный участок или квартиру.

Еще год-другой, и робкие признаки движения в этом направлении МВД и Федеральной миграционной службы приведут к качественным изменениям и там. Дружественный интерфейс государства — важный знак того, что не происходит его дистанцирования от граждан, а для многих из них (тех, кто пересекается с властью именно в таких учреждениях) — и вообще главный сигнал — о некой стабильности государства.Понимание этого уже показало Минэкономразвития, которое предложило вовсе отказаться от сокращения в ведомствах, оказывающих услуги населению.

Третье — требуется разделить ведомства на убыточные и прибыльные для казны. Ценность последних особенно возрастает. Но и здесь потребуется дифференциация. «Прибыльные» репрессивные ведомства в случае обострения кризиса слишком усиливать не стоит: неслучайно Владимир Путин призвал наказывать за многие преступления по нижней планке. А вот сугубо экономические ведомства, ведущие расчет налогов, платежей и имущественную регистрацию и обладающие реальной экспертизой относительно эффективности государственных расходов, — они, наоборот, становятся самыми востребованными — и дестабилизировать их работу сокращениями никак не стоит. Это не только позволит увеличить упоминавшуюся доступность услуг для населения, но и даст реалистичные оценки — без радикального завышения требований к плательщикам, но и без занижения под лозунгом «все равно всех не проконтролируешь». Сохранить такую территориальную сеть особенно важно после недавнего упразднения Минрегиона — чтобы вовсе не потерять регионы из вида.

Четвертое — расставить точки над «е» в спорах о том, кого сокращать — высшее звено или рядовых сотрудников. Иначе проанонсированное увольнение наиболее статусных руководителей обернется преимущественными увольнениями рядового персонала.

Пятое — собственные представления правительства об эффективности своих ведомств. В последнее время здесь множество рейтингов — публичности, открытости, эффективности. Однако имеет смысл обратить внимание на сугубо прагматичные — например, на бюджетную прозрачность. В пятерку составленного Минфином рейтинга по показателям качества финансового менеджмента вошли Таможенная служба, ФМС, Минпромторг, ФНС. А уже упоминавшийся Росреестр и вовсе продемонстрировал беспрецедентный рост, поднявшись за полтора года с 68-го места на 4-е.

Сторонники секвестра госрасходов оказываются на перепутье. Либо, сокращая затраты, пойти на структурную перестройку госаппарата, поощряя тех, чью работу по совершенствованию процедур, сокращению сроков регистрации, привлечению средств в казну оценивают и рядовой гражданин, и бюджет. Или, как это порой случалось в прошлом, пойти по пути хаотичных перестановок, не трогая мощных лоббистов и компенсируя это на ведомствах, создающих реальные дорожные карты по развитию экономики страны и наведению порядка в имущественной сфере. Времени для того, чтобы сделать выбор, остается все меньше.

Михаил ВИНОГРАДОВ, президент Фонда «Петербургская политика»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру