Меняют ли политические убийства ход истории?

Гибель демократических лидеров бессмысленна - к автократии она не ведет, считают американские ученые

14 апреля 1865 года, когда актер-террорист Джон Вилка Бут проник в президентскую ложу театра Форда и застрелил Авраама Линкольна, в Соединенных Штатах отмечается, но не более того. Через несколько дней после убийства Великого эмансипатора британский премьер-министр Бенджамин Дизраели произнес такую фразу: «Политические убийства никогда не меняли курса мировой истории».

Так ли это?

Гибель демократических лидеров бессмысленна - к автократии она не ведет, считают американские ученые
Фото: youtube.com/N Smith

Пожалуй, мало кто лучше знает прав или неправ был Дизраели, чем профессора Бенджамин Джонс из Института менеджмента Северо-западного университета и Бенджамин Олкен — экономист Массачусетского технологического института. Они изучили всю историю политических убийств с 1865 года по 2004 — удавшихся и неудавшихся. С 1950 года каждые два года из трех ознаменовывались такими убийствами. Профессора пишут, что нынешние мировые лидеры могут спать спокойно, что это «волновало» лидеров ХХ столетия. Тогда «шансов» быть убитым было вдвое больше чем сейчас.

Джонс и Олкен пишут, что нельзя исходить из какого-либо отдельно взятого исторического эпизода, но, рассматривая их множество, можно воспользоваться накопленным статистикой и сделать определенные выводы.

Какие именно?

Существуют две теории политических убийств. Одна теория — «теория великого человека» исходит из того, что именно великие люди творят историю, а посему их устранение с глобальной сцены приводит к совершенно иным результатам. Другая теория придерживается детерминистского взгляда на историю, которую де определяют социальные, экономические и политические силы. А сами великие люди напоминают человека, сидящего на разъяренном слоне. Убийства таких «погонщиков» ничего не меняют.

Профессорский дуэт приводит такие примеры убийств, которые «интригующие сами по себе, но ничего не решают». К ним относится убийство президента Кеннеди в Далласе. Можно ли было ожидать эскалации агрессии США во Вьетнаме, если он не был убит? Второй пример — убийство израильского премьер-министра Ицхака Рабина. Спрашивается, что произошло бы на Среднем Востоке, если бы Рабин не был убит? Было бы ли возможно достижение средне-восточного урегулирования? Кто знает? Аллах ведает.

Ученые считают, что попытки политических убийств более часты в странах с большим населением, поскольку в таких странах имеется более широкий пул потенциальных убийств. Так в Соединенных Штатах, где население больше чем в Швейцарии на 75% можно и убийств ожидать более чаще. Кроме больших стран убийства часто происходят и в воющих странах.

Политические убийцы часто ошибаются, и их жертвами обычно оказываются невиновные прохожие. Так от револьверного выстрела и взрыва бомбы погибают менее 25% «мишеней». Особенно неэффективны бомбы. Они редко достигают своей цели, но зато убивают в среднем 6 прохожих и ранят 18. (Здесь и ниже статистика из профессорских писаний — М.С.)

Иногда лидер, ставший объектом покушения, спасается по удивительной прихоти судьбы. Так угандийский диктатор Иди Амин, в которого швырнули гранату. Он, как говорится, принял ее на грудь. Граната отскочила, взорвалась и убила и ранила несколько человек. Сам Иди Амин остался целым и невредимым. А вот президент Кеннеди был убит пулей, выпущенной по нему с расстояния в 265 футов. Да еще к тому же Кеннеди находился в движущейся машине. Зато президент Рональд Рейган, в которого Джон Хинкли стрелял из близкого расстояния, уцелел. Пуля пробила ему легкое, но застряла в нескольких миллиметрах от его сердца.

Ученые считают наиболее удивительным из всех неудавшихся покушений покушение на нацистского лидера Адольфа Гитлера в 1939 году. Его спасла… плохая погода! Выступая в знаменитом мюнхенском пивном зале, он обратил внимание на явно ухудшившуюся погоду. Поскольку туман сделал невозможным его отлет в Берлин на самолете, он решил выехать раньше на поезде. Останься он на 13 минут дольше на сцене зала, то он был бы убит бомбой с часовым механизмом. Убитых оказалось семь человек.

Ученые сравнили 59 попыток убийств, которые удались, со 192 неудачными. Они нашли, что убийства имели значение в странах с автократическими режимами. В таких странах они действительно производили эффект. В среднем гибель лидеров автократических стран меняла в них режим на 13% больше, чем неудавшееся покушение. Убийство демократических лидеров бессмысленно. К автократии оно не ведет.

Но вот ход войны удачные покушения иногда меняют. В странах, где происходят ограниченные войны, где погибают на поле боя 1000 солдат или менее, покушения способны вызвать «возгорание» боевых действий. С другой стороны, в странах, ведущих интенсивную войну, успешные покушения чаще приводят к окончанию войн, чем неудавшиеся.

Неудавшиеся покушения, пишут авторы, иногда сами по себе влияют на ход истории. Так автократ, избежавший гибели, может усилить наступление на оппозицию и сдвинуть страну еще дальше от демократии. Статистика профессоров подтверждает этот, как они его называют, «эффект интенсифицированной автократии».

«От Цезаря до Линкольна многие лидеры испытали насильственную смерть, — пишут в заключение ученые. — Многим другим удалось избежать смерти. Этика и законы накладывают огромные ограничения на убийства, спонсорами которых бывают сами государства, хотя полностью обезопаситься от одиноких террористов вряд ли возможно. История свидетельствует о том, что политические убийства имеют значение, когда они нацелены на автократов. Но они весьма рискованное дело. Веяния судьбы оказывают большое влияние на историю, но по своей природе они вне нашего контроля».

Понимай как знаешь.

Сюжет:

Убийство Бориса Немцова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру