Эксперт: главные разногласия на Совете Россия-НАТО вызовет Украина

«Эта встреча будет иметь большое значение для отношений с Западом в целом»

В среду, 20 апреля, после долгого перерыва в Брюсселе должно состояться заседание Совета Россия-НАТО. Из-за украинского кризиса отношения между Москвой и Североатлантическим альянсом оказались фактически замороженными – потому-то эта встреча приковывает к себе немало внимания. Почему она стала возможной, какие вопросы могут быть одинаково актуальными для России и НАТО. Об этом «МК» поговорил с экспертом.

«Эта встреча будет иметь большое значение для отношений с Западом в целом»

– Эта встреча будет иметь значение не только для отношений России с альянсом, но и вообще для отношений нашей страны с Западом, – считает президент Ассоциации Евро-Атлантического сотрудничества, замдиректора ИНИОН РАН Татьяна ПАРХАЛИНА. – Потому что возобновляется одна из немногих площадок, на которых мы сейчас можем говорить друг с другом. Разговоры об этом идут с конца прошлого года, активизировались они в начале 2015-го. Это была инициатива НАТО, а если точнее – Германии, министра иностранных дел Штайнмайера. Немцы очень много работали над тем, чтобы этот формат возобновился. И это очень правильно. Если вспомнить историю, то после войны на Кавказе 2008 года, когда были заморожены отношения НАТО и России, а в 2009 году разморожены, был заложен принцип, что это «всепогодный» форум. И было удивительно, что по инициативе альянса работа Совета Россия-НАТО была снова заморожена. Понятно, что было трудно разговаривать – и может быть, не о чем. А сейчас совершенно ясно, что появились темы для разговора. Идут подвижки по линии российско-американских отношений по урегулированию в Сирии. В Сирийском кризисе наметились подвижки. В Женеве обе делегации работают активно и в одном направлении (понятно, что есть определенные разночтения). С украинским кризисом сложнее – все наталкивается на проблему выполнения Минских соглашений. Но тем не менее, сам факт проведения заседания на посольском уровне – позитивный. Стороны пока нащупывают те площадки, на которых могли бы говорить о новой разрядке. Мы ведь дошли до состояния новой инкарнации холодной войны, когда мы – Россия и Запад – живем в парадигме сдерживания: многочисленные учения, облеты... По существу, стороны тестируют оборону друг друга. Но стоит вспомнить бельгийского министра иностранных дел Пьера Армеля, который в 1967 году выдвинул идею сдерживания, дополненного разрядкой. Сейчас настал момент, когда нужно думать о новой разрядке. Потому что есть новые угрозы, и есть темы, где интересы совпадают.

– Помимо Сирии – какие это темы?

– Афганистан, проблемы нераспространения, антитеррор, кибербезопасность. Замечу, что Соединенные Штаты и Россия договорились возобновить сотрудничество по кибербезопасности.

– Тот же Штайнмайер, говоря о заседании Совета РФ-НАТО, предупреждал, что разговор будет непростой. Какие моменты являются самыми острыми?

– Конечно, Украина. Запад считает Россию стороной конфликта, обвиняя ее в невыполнении обещаний. Россия заявляет, что не является участницей конфликта и винит украинскую сторону в невыполнении Минских соглашений. А Запад, понимая теперь уже сложность украинского фактор и осознавая невозможность безоговорочной поддержки Киева, тем не менее, по различным причинам все равно считает себя обязанным поддерживать официальный Киев.

– Россию волнует проблема расширения НАТО. И не только на Балканах (та же Черногория), но и за счет Украины и Грузии...

– Этот вопрос никогда не уходил с повестки дня. Но по поводу Черногории хочу заметить: эта страна подала заявку еще в 2006 г. И мы тогда абсолютно спокойно реагировали – так же как на атлантическую интеграцию западных Балкан. А сейчас в рамках ведущейся со всех сторон информационной войны эта тема будировалась особенно активно. Идет плановое развитие событий – десять лет прошло с момента подачи Черногорией заявки. А что касается Украины, совершенно понятно, что даже если будут какие-то декларации (а они вряд ли сейчас будут), эта страна не может быть принята в НАТО. Ей даже не может быть предоставлен План действий по членству (такой «предбанник» перед принятием в альянс). В 1995 году был подготовлен документ о расширении НАТО, где прописывались в целом условия приема той или иной страны в альянс: отсутствие вооруженных конфликтов на территории страны, отсутствие территориальных споров с соседями. Тогда в том документе прописывалось еще одно условие: развитие кооперативных отношений с Россией (сейчас, ясное дело, об этом уже не говорят – но тем не менее!). А на Украине есть тлеющий вооруженный конфликт... Вспомним, что совсем недавно председатель Евросовета Дональд Туск заявил, что в ближайшие 25 лет Украина не будет ни в ЕС, ни в НАТО. Об этом и речи быть не может. Что является более актуальным – членство Грузии. Нельзя исключать, что ей может быть предоставлен План действий по членству. Грузия не отменяла своего внешнеполитического вектора на евроатлантическую интеграцию. Так что до Варшавского саммита НАТО вопрос насчет Грузии остается открытым...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру