Эксперт объяснил, чем обернется для России выход из Совета Европы

Позитивных моментов нет

«Мы устали быть мальчиками и девочками для битья. У нас созревает внутреннее решение выйти из Совета Европы», об этом в 20 сентября на встрече с главой Парламентской ассамблеи Совета Европы Лилиан Мори Паскье заявила спикер Совфеда РФ Валентина Матвиенко. Если такое решение действительно все же будет принято, то какие в нем плюсы и минусы для России? На этот вопрос «МК» попросил ответить эксперта-международника, доцента кафедры Интеграционных процессов МГИМО Александра ТЭВДОЙ-БУРМУЛИ.

Позитивных моментов нет
Автор: Витольд Муратов.

Напомним, что Совет Европы (СЕ) — старейшая в Европе международная организация, созданная в 1949 году, куда входят 47 государств. СЕ - полностью самостоятельная структура, не входящая в систему Европейского союза, объединяющего 28 государств. СЕ занимается содействием сотрудничеству между странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и расширения культурных связей. Одним из самых значительных достижений СЕ считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Российская Федерация вступила в СЕ 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998-го ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Однако взаимоотношения России с этой организацией, с самого момента вступления в нее нашей страны, складывались не просто. Так вторая чеченская война чуть было не привела к исключению РФ из Совета Европы, но принятые против нас санкции ограничились лишь лишением слова российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 году .

Позже Россия не раз подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В одной из своих резолюций ПАСЕ усмотрела в деле ЮКОСа «соображения, которые связаны со стремлением ослабить смелого политического оппонента».

Кроме того, ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, заявляя, что это единственный член организации, который окончательно не выполнил данное обязательство. 16 мая 1996 года президент России Борис Ельцин подписал указ о поэтапном сокращении применения смертной казни, установив тем самым мораторий на смертную казнь. Но в Уголовном кодексе этот вид наказания до сих пор имеется, хотя начиная с 1996 года не было вынесено ни одного приговора о смертной казни.

В последние годы Совет Европы постоянно критиковал Москву за ее позицию по Крыму и Украине. После этих событий было принято решение лишить российскую делегацию права голоса, запретить россиянам занимать руководящие должности в ПАСЕ и участвовать в миссиях наблюдателей ПАСЕ.

Эти ограничения длятся уже четыре года. В результате в прошлом году Россия приостановила уплату части взносов в бюджет Совета Европы и по собственной инициативе прекратила участие в деятельности ПАСЕ и заморозила часть выплат в бюджет организации.

И вот теперь Валентина Матвиенко заявила о возможности окончательного выхода из этой международной организации, сказав, что переговоры о статусе России в организации ведутся уже четыре года, но по-прежнему «все стоит на мертвой точке».

При этом она подчеркнула: «Я говорю искренне. Если Совет Европы с этим смирится, если ему не ценно участие Российской Федерации, ну, значит, так тому и быть. Дальше затягивать паузу бессмысленно».

Матвиенко напомнила, что без участия Россия ряд решений ПАСЕ, особенно касающиеся выборы судей, комиссара Совета Европы, просто нелегитимен, назвав ситуацию в ПАСЕ критической и противоречащей принципам парламентаризма.

Однако, несмотря на все претензии к России и ее ответное сокращение финансирования ПАСЕ, наша страна по-прежнему входит в число пяти крупнейших спонсоров организации. При этом прошлой весной в ПАСЕ все же были вынуждены признать, что меры, принятые Москвой, вызвали в организации финансовые трудности - из-за чего бюджетный дефицит ПАСЕ составил 1,5 млн евро. За что генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд пригрозил России санкциями. Но российская сторона ответила, что не собирается возобновлять взносы до тех пор, пока полномочия российской делегации не будут полностью восстановлены.

Так какие же плюсы и минусы получит Россия от своего возможного выхода из Совета Европы?

Доцент кафедры Интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули плюсов в таком решении не видит никаких:

-Во-первых, надо понимать, что Совет Европы давал возможность, которая сохранялась до самого последнего времени, обмениваться некими практиками: правовыми, образовательными, культурными... И даже в условиях кризиса, наступившего после 2014 года, Москва не отказывалась участвовать в этих программах Совета Европы. Это не по линии ПАСЕ, не по линии Европейского суда по правам человека, а именно в первую очередь по линии межправительственных контактов. Поэтому когда мы говорим, что собираемся выходить из Совета Европы, мы сразу отсекаем себя от некоего пула наработок: правовых, технолого-образовательных и других.

Во-вторых, возможность апеллировать в Европейский суд по правам человека была достаточно важной опцией по меньшей мере для сотен тысяч российских граждан. Это позволяло минимизировать, компенсировать некоторые известные всем нам дефекты нашей правоохранительной системы.

Мы некоторое время назад по умолчанию мы уже отказались выполнять решения ЕСПЧ. В каждом конкретном случае говорили: будем думать. Но возможность исполнения таких решений теоретически все-таки была, также, как и возможность обратиться российским гражданам в Европейский суд по правам человека. Если сейчас мы выходим из Совета Европы, то российские граждане просто лишаются этой возможности, то есть уровень их правовой защиты будет серьезно снижен. Это второй очевидный минус для нашего общества.

А есть ли в этом решении какие-то плюсы? На мой взгляд, они достаточно эфемерные. Да, Россия не будет выплачивать свой пай в Совет Европы. Речь здесь о десятках миллионов евро ежегодно. Это, конечно же, деньги, но у меня есть подозрение, что даже если они сохраняться в нашем бюджете, то на общем фоне наших трат где-нибудь обязательно затеряются.

Кроме того, мы получаем, как нам кажется, некоторую дополнительную степень автономии. То есть, можем теперь вообще не прислушиваться ни к мнению ПАСЕ, ни к решениям Совета министров ПАСЕ, ни к решениям ЕСПЧ. Насколько российскому обществу, подчеркиваю — не российской политической машине, а именно обществу — эта степень автономии нужна, честно говоря, для меня большой вопрос. Я особой пользы в дополнительной автономии не вижу.

Кстати говоря, в качестве еще одного неявного следствия выхода их Совета Европы будет возможность восстановления смертной казни. Как известно, все страны — члены Совета Европы обязаны ее отменить. Теперь, конечно, эта тема снова будет обсуждаться самым активным образом. Решение о выходе, безусловно, станет дополнительной предпосылкой для того, чтобы вариант с возвращением смертной казни был реализован. Хотя, я честно говоря, сомневаюсь в этом.

Подытожив все сказанное, могу лишь констатировать: если речь идет об интересах общества, то в решении о выходе из Совета Европы, я лично ничего позитивного не вижу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру