Проект стартовал еще в 2009 году. Изначально по поводу него велось множество споров. Были как сторонники, так и противники создания этого самолета, над которым работала компания «Туполев».
Затем долгое время о проекте ничего не было слышно. Позже стало известно, что новый самолет не станет развитием или модернизацией уже существующих машин дальней авиации, а будет представлять собой абсолютно новый летательный аппарат, спроектированный по схеме «летающее крыло» и выполненный с применением технологий малозаметности «стелс».
О новом самолете известно также, что он будет оснащен самыми современными средствами связи и радиоэлектрнонной борьбы. Сможет применять практически весь спектр высокоточных бомб, перспективных крылатых ракет и гиперзвукового оружия.
При этом новая машина будет дозвуковой, то есть фактических «небесным тихоходом». Это вызывало немало споров в экспертной среде.
Нынешний вице-премьер РФ Юрий Борисов, будучи еще в ранге замминистра обороны по вооружению, объяснял это тем, что в последнее время требования к скоростным характеристикам машин дальней авиации изменились. В основном, благодаря тому оружию, которое они применяют.
Сами ракеты стали намного более «дальнобойными» и скоростными, не говоря уже о гиперзвуковых. А потому в задачи дальнего бомбардировщика уже не входит прорыв эшелонированной обороны противника на сверхзвуковых скоростях, как это делает новый стратег Ту-160М.
По данным ТАСС со ссылкой на источники в «оборонке», сейчас началась поставка материалов и комплектующих для сборки кабины первого образца нового самолета для дальней авиации. Завершить строительство планируется уже в следующем году.
Эту информацию «МК» прокомментировал военный летчик-снайпер, Заслуженный военный летчик России, бывший командующий дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Михаил Опарин:
-Новый самолет создается по схеме «летающее крыло». Но это не американский В-2, мы идем своим путем. Он придет на замену наших Ту-22М3 (по западной классификации «Бэкфайер»), и Ту-95МС («Медведь»), но сможет действовать на большей дальности. Самолет будет решать боевые задачи как в дальней стратегической, так и в оперативно-стратегической зонах. При этом хочу отметить, что мы продлеваем программу нашего «стратега» Ту-160, которая получила новое звучание и будет развиваться и дальше. Как вы знаете, в Казани возобновлено серийное производство обновленных самолетов Ту-160М2.
Одновременно с этим создание самолета по программе ПАК ДА – задача сегодня очень важная. Такой самолет для нашей дальней авиации крайне необходим. Опыт боевых действий в Сирии показал, что войны в 21-м веке могут быть самыми разными. И такой самолет, который мог бы достать как ближнего, так и дальнего неприятеля, оставаясь при этом незаметным и неуязвимым для него, так как имеет малую отражающую поверхность, нам очень нужен. Опыт показал, что такой самолет надо делать. И делать как можно быстрей.
В свою очередь, член Совета высшего офицерского состава Общероссийской организации «Офицеры России», Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник сказал «МК», что новые самолеты придут на замену разработанным в 50-е годы.
-У нас есть бомбардировщик Ту-95МС, прототип которого разработан в 50-х годах. Более современным Ту-160 «Белый Лебедь» больше тридцати лет. Необходимы новые, более современные машины, - сказал эксперт. - Двигателестроительные концерны готовят для него двигатель. Применяется много композиционных материалов. Благодаря этому самолеты становятся легче, экономичнее. Идут работы для снижения заметности машины для систем радиоразведки.
Те, кто говорит, что у нас нет хороших военных самолётов, не правы. Наши лучше, дешевле и надежнее зарубежных аналогов. Это самолеты «Сухой», «МиГ», «Туполев». Теперь задача использовать лучшие наработки и технологии для того, чтобы поднять гражданское авиастроение.