Собственно, у Хайнлайна описано идеальное государство: избирать и быть избранным можно, только добровольно отслужив в армии. При этом армия обязана предоставить абсолютно любому человеку, вне зависимости от пола и состояния здоровья, подходящий вариант службы. Однако Хайнлайн — фантаст, а Лукашенко — президент. Могу ошибаться, но у них должно быть разное отношение к словам.
По Лукашенко всё это должно выглядеть так: «Какой он главнокомандующий, если не знает, что такое армия. Будет рот раскрывши ходить, ты (это президент обратился к командующему Витебской бригадой — Авт.) ему лапши на уши навешаешь, скажешь СВД, а он подумает, что танк. Не служил в армии, значит, тебя там (в роли президента — Авт.) быть не должно». Ну, а «если женщина будет претендовать, мы заранее ее отправим в Витебскую бригаду, чтобы она была подготовленной и могла отличить БТР от танка, БМП и так далее», — отметил Лукашенко.
Здесь можно было бы употребить модное слово «сексизм», но не обязательно - ведь изумилась даже председатель белорусской ЦИК Лидия Ермошина. Она заявила, что предложение Лукашенко закрепить в конституции норму о том, что в президенты может идти только тот, кто отслужил в армии, не соответствует международным стандартам и вносить ее в основной закон нельзя:
— Эта норма ограничит участие в выборах значительного количества граждан. Потому что можно быть мужчиной, но в армии не служить по самым разным причинам — и религиозным, и в связи с состоянием здоровья. У меня подобная инициатива одобрения не вызовет, — сказала Ермошина. (Интересно посмотреть, сколько она еще пробудет главой ЦИК).
Сейчас, кстати, на предстоящих выборах соперницами Лукашенко значатся экс-депутат Анна Канопацкая и Светлана Тихановская. Последнюю будут поддерживать штабы снятых с выборов Виктора Бабарико (ныне арестованного бывшего председателя правления Белгазпромбанка) и Валерия Цепкало (как объявили в ЦИК, он не смог собрать более 100 тыс. достоверных подписей избирателей в свою поддержку).
Но шансы у них — около ноля. Достаточно вспомнить, что чуть ранее Лукашенко заявил: «Конституция в стране не под женщину». Гражданки Белоруссии потребовали от ЦИК вынести президенту предупреждение, но ЦИК оснований для этого не нашла. А на днях Лукашенко пояснил: «Что я имел в виду: что у нас Конституция такая, что даже мужику тяжело нести эту ношу. А если ее загрузить на женщину, она рухнет, бедолага. Это я имел в виду, а не потому, что я не уважаю женщин». Видно, что вежливость, уважительность и аккуратность в высказываниях у Александра Григорьевича так и прёт.
Но, безусловно, даже крепкому мужику тяжело нести эту ношу. Все таки более 20 лет кряду. Можно понять, что у народного президента вылезают замашки Хозяина. И уже едва уловимо тянет то ли застоем, то ли Северной Кореей. Ведь когда СМИ пишут про жесткое подавление массовых протестов, очень своевременные аресты неугодных, снятие с выборов под сомнительными предлогами — это про какую страну пишут? Вот то-то. Как тут не понять белорусов.