По данным регионального СБУ, подозреваемый перевозил людей на микроавтобусах через неподконтрольные Киеву пограничные пункты Изварино и Должанский. В процессе одной из таких поездок его задержали. Из сообщения украинских силовиков некоторые СМИ сделали вывод, что Киев пытается перекрыть транзит людей из Луганска и Донецка. Но объяснение этому может быть более прозаичное.
Как известно, ранее под предлогом борьбы с коронавирусом были перекрыты многие КПП на границе Украины и самопровозглашенных республик и стало практически невозможно пересечь линию соприкосновения на Донбассе. Украина готова впускать и выпускать людей из «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», а вот ДНР и ЛНР заставляют предварительно собрать целый пакет документов, который будет рассматриваться несколько недель.
Соответственно бизнес прямых пассажирских перевозок между ЛДНР и Украиной умер. Но спрос на поездки остался, и предприниматели проложили новый маршрут. Теперь людей везут сначала в Россию, а оттуда, например, в Харьков. Дорога обходится примерно в 100 евро, но вообще цена определяется на глаз и зависит от внешнего вида пассажира. Выглядишь респектабельно, и цену с тебя заломят соответствующую. На российско-украинской границе начинается самое интересное. До сих пор из Донецка или Луганска вы могли ехать на автобусе с российскими номерами или номерами самопровозглашенных республик. Однако из-за пандемии теперь такие машины на Украину не
пропустят. Более того, есть требование по вместимости – не больше семи сидений в салоне. Соответственно, вы проходите российскую границу, а на погранпереходе вас уже ждет украинский автомобиль. Причем паспорта у вас тоже должны быть украинские, а то могут возникнуть проблемы.
Ежедневно таким образом границу пересекают тысячи человек. Естественно, этот процесс связан с коррупцией, потому что по украинским законам, нельзя пересекать границу в районе ЛДНР и России. На Украине все прекрасно об этом знают, но продолжают делать вид, что меры по борьбе с коронавирусом соблюдаются, граница на замке и так далее.
Однако неприятные слухи ползут по стране, и силовики периодически желают доказать свою эффективность на деле. В такие моменты и появляются сюжеты с задержанным перевозчиком, которого сразу же приравнивают к организатору целой подпольной сети. Между тем, судя по заявлению Абдулы, водителя поймали из-за того, что в его машину влезало явно больше 7 человек.
Кроме того, он мог принадлежать к той категории людей, которые возят пассажиров без пересадок, просто меняя номера автомобиля на погранпереходе. Что касается непосредственной борьбы с «нелегалами», то схема работает таким образом, что сломать ее можно только через полное закрытие российско-украинской границы. Вряд ли на это кто-то готов пойти в обозримой перспективе. Если в правление Петра Порошенко эта тема периодически поднималась в Киеве, и радикалы даже пытались взять инициативу в свои руки, то при Владимире Зеленском об этом не говорят даже в условиях пандемии коронавируса.
Ситуацию «МК» прокомментировал украинский юрист Кирилл Барашков:
- Во-первых, ничего ужасного в том, что украинцы из Луганска попытались попасть на Украину через Россию, нет. Они просто реализовали свое конституционное право. Конечно, там есть какие-то нормы, которые регулируют передвижение из ДНР и ЛНР на остальную часть Украины, но в данном случае это вторично. Людям ничего другого не оставалось, потому что линия соприкосновения на Донбассе закрыта.
Что касается водителя, то его обвиняет в организации незаконной перевозки людей через закрытые украинские КПП Изварино и Должанский, которые находятся под контролем самопровозглашенных республик. За это ему может грозить до 7 лет лишения свободы, но в суде дело развалится и он получит условный срок. Еще ему могут инкриминировать финансирование терроризма, если выяснится, что он платил налоги в ЛНР.