Невское проектно-конструкторское бюро специализируется на разработке авианесущих кораблей, больших десантных кораблей-вертолетоносцев.
Это не первый российский проект в области арктической инфраструктуры. В 2020 году завершилось строительство плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» проекта 20870. Сегодня она работает в Певеке на Чукотке. Это самая северная АЭС в мире. Можно вспомнить и не имеющие аналогов в мире атомные ледоколы, которые строятся для Северного морского пути на дальневосточной верфи «Звезда».
Вряд ли плавучий аэродром или остров – более сложный в реализации проект. Так считает член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», военный эксперт капитан 1 ранга Василий Дандыкин.
- Наша страна всегда отличалась достижениями в освоении Арктики и северными «ноу-хау», - сказал эксперт. - Одно из них - плавучая атомная электростанция. До начала ее строительства некоторые сомневались, что получится. Но сегодня она Чукотку обогревает и освещает.
Сейчас мы делаем плавучую станцию «Северный полюс», которая будет иметь автономность около года. Она нужна, потому что на льдах в условиях глобального потепления не получается делать долговременные станции. Особого резона делать на льдах их нет. Что касается плавучих аэродромов, то почему бы и нет?
Они могут передвигаться или просто стоять в нужном месте. И это очень важно.
В Арктике особенно тяжело содержать аэродромы. Это требует очень больших усилий. Я как человек служивший в Арктике, могу это подтвердить. Некоторые аэродромы, которые там были раньше, к сожалению, потеряны.
Для нашей страны Арктика - важнейший регион. У нас недавно газовоз прошел по Северному морскому пути без ледокола. Безопасность региона сегодня обеспечивают Северный флот и наши арктические гарнизоны. Построены специальные сооружения для размещения войск – «Арктический трилистник», «Северный клевер».
Плавучие аэродромы позволят нашей авиации, в первую очередь – боевой, решать свои задачи в этом важнейшем регионе. К нему протягивают сейчас руки США и их союзники. В Арктике очень заинтересован Китай, потому что Севморпуть - это кратчайший путь из Азии в Европу.
Думаю, что наши «партнёры» в кавычках на новый российский арктический проект обратят пристальное внимание. Потому что это один из важных моментов усиления нашего присутствия в арктической зоне. На мой взгляд, много таких плавучих аэродромов не будет. Как бы там ни было, это довольно дорогостоящее дело, требующее и технологий и средств. И этот проект, считаю, дело не самого близкого будущего. Но история уже показала, что, если русские за что-то берутся – будь то Крымский мост, или аэропорт в Симферополе, или трасса «Таврида» или что-то ещё, всё делается достаточно быстро, если для этого есть политическая воля руководства и прежде всего лидера государства.
- Проект плавучих островов или аэродромов технически реализуем?
- Технологические возможности и кадры для этого у нас есть. Причем уже апробированные на других проектах. Так что я думаю, что в реальности уже в этом десятилетии мы сможем это увидеть. И, повторюсь, это позволит обеспечить нашу экономическую безопасность в Арктике и лучше выполнять задачи Северному флоту, в частности, авиации Северного флота. Но это же доставит наверняка массу неудобств и раздражения тем, кто, кроме нас, попытается патрулировать и Северный морской путь и арктические воды.