Эксперт оценил идею создания в Арктике плавающих аэродромов

Позволят усилить российское присутствие в Заполярье

Разработчик авианесущих кораблей - Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) – начало работы по проектированию плавучего аэродрома для арктического региона. Об этом, со ссылкой на материалы ПКБ, сообщил ТАСС. По замыслу разработчиков, плавучие аэродромы или плавучие острова нужны для обеспечения полетов военной, спасательной и транспортной авиации в Арктике. Мы попросили военно-морского эксперта оценить реализуемость идеи.

Позволят усилить российское присутствие в Заполярье
Фото: Министерство обороны РФ

Невское проектно-конструкторское бюро специализируется на разработке авианесущих кораблей, больших десантных кораблей-вертолетоносцев.

Это не первый российский проект в области арктической инфраструктуры. В 2020 году завершилось строительство плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» проекта 20870. Сегодня она работает в Певеке на Чукотке. Это самая северная АЭС в мире. Можно вспомнить и не имеющие аналогов в мире атомные ледоколы, которые строятся для Северного морского пути на дальневосточной верфи «Звезда».

Вряд ли плавучий аэродром или остров – более сложный в реализации проект. Так считает член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», военный эксперт капитан 1 ранга Василий Дандыкин.

- Наша страна всегда отличалась достижениями в освоении Арктики и северными «ноу-хау», - сказал эксперт. - Одно из них - плавучая атомная электростанция. До начала ее строительства некоторые сомневались, что получится. Но сегодня она Чукотку обогревает и освещает.

Сейчас мы делаем плавучую станцию «Северный полюс», которая будет иметь автономность около года. Она нужна, потому что на льдах в условиях глобального потепления не получается делать долговременные станции. Особого резона делать на льдах их нет.  Что касается плавучих аэродромов, то почему бы и нет?

Они могут передвигаться или просто стоять в нужном месте. И это очень важно.

В Арктике особенно тяжело содержать аэродромы. Это требует очень больших усилий. Я как человек служивший в Арктике, могу это подтвердить. Некоторые аэродромы, которые там были раньше, к сожалению, потеряны.

Для нашей страны Арктика - важнейший регион. У нас недавно газовоз прошел по Северному морскому пути без ледокола. Безопасность региона сегодня обеспечивают Северный флот и наши арктические гарнизоны. Построены специальные сооружения для размещения войск – «Арктический трилистник»,  «Северный клевер».

Плавучие аэродромы позволят нашей авиации, в первую очередь – боевой, решать свои задачи в этом важнейшем регионе. К нему протягивают сейчас руки США и их союзники. В Арктике очень заинтересован Китай, потому что Севморпуть - это кратчайший путь из Азии в Европу.

Стратегические ракетоносцы Ту-160 совершили плановый полет: кадры из Арктики

Смотрите видео по теме

Думаю, что наши «партнёры» в кавычках на новый российский арктический проект обратят пристальное внимание. Потому что это один из важных моментов усиления нашего присутствия в арктической зоне. На мой взгляд, много таких плавучих аэродромов не будет. Как бы там ни было, это довольно дорогостоящее дело, требующее и технологий и средств. И этот проект, считаю, дело не самого близкого будущего.  Но история уже показала, что, если русские за что-то берутся – будь то Крымский мост,  или аэропорт в Симферополе,  или трасса «Таврида» или что-то ещё, всё делается достаточно быстро,  если для этого есть политическая воля руководства и прежде всего лидера государства. 

- Проект плавучих островов или аэродромов технически реализуем?

- Технологические возможности и кадры для этого у нас есть. Причем уже апробированные на других проектах. Так что я думаю, что в реальности уже в этом десятилетии мы сможем это увидеть. И, повторюсь, это позволит обеспечить нашу экономическую безопасность в Арктике и лучше выполнять задачи Северному флоту, в частности, авиации Северного флота. Но это же доставит наверняка массу неудобств и раздражения тем, кто, кроме нас, попытается патрулировать и Северный морской путь и арктические воды.