Столкнувшиеся с протестами власти Литвы начали копировать Лукашенко

После разгона митинга у Сейма заполыхал лагерь мигрантов

Власти Литвы, столкнувшиеся в начале недели почти одновременно с протестами у здания парламента в Вильнюсе и в лагере мигрантов близ деревни Рудининкай, заявили, что обе акции скоординированы и носят явный антигосударственный характер. В МИД России уже подвергли критике заявление, а мы совместно с экспертом разбирались, что стоит за изменчивой риторикой литовского руководства, которое начинает вести себя слишком похоже на собственных же оппонентов.

После разгона митинга у Сейма заполыхал лагерь мигрантов

После того как депутаты Сейма (однопалатный парламент Литвы) заявили о готовности принять меры по ужесточению антикоронавирусных ограничений, порядка пяти тысяч человек собрались у парламентского здания в знак протеста против новых мер. После окончания заседания депутатов демонстранты начали блокировать их у выходов. Полицейские, в свою очередь, пытались оттеснить протестующих от здания, а когда в них полетели камни и бутылки — использовали слезоточивый газ.

Вскоре после того, как митинг у Сейма в Вильнюсе был разогнан, стало известно, что беспорядки начались уже в деревне Рудининкай, где содержится порядка четырехсот нелегальных мигрантов, прибывших в Литву через территорию Белоруссии. Некоторым из них даже удалось бежать, прорвавшись за ограждения, но охрана все-таки вернула их обратно.

Как заявила на следующий день, 11 августа, министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте, совпадение двух событий не является случайным. По мнению литовского руководства, речь идет о целенаправленной диверсии извне, угрожающей государству.

"Это гибридная атака, — сказала глава литовского МВД. — Эти процессы происходят на фоне потока нелегальной миграции, когда наши силы сосредоточены у границы и охраняемых объектов. Когда происходят такие события (как у Сейма), это не выражение гражданской позиции, а хорошо организованная антигосударственная деятельность. В ситуации, когда мы вынуждены отозвать силы наших правоохранительных ведомств от других объектов, это можно трактовать лишь как хорошо организованный процесс".

В России слова Билотайте были встречены скептически. Официальный представитель МИД Мария Захарова в своем Telegram-канале задалась сразу несколькими риторическими вопросами, например, почему глава МВД Литвы лишает своих граждан самой возможности на выражение гражданской позиции и какие формы заявления людьми о своем недовольстве она сочла бы правильными.

Иронично и то обстоятельство, что риторика литовского руководства все более напоминает критикуемую им же позицию белорусских властей. И Вильнюс, и Минск по сути действуют по одной и той же логике: возникли проблемы — заявляй о скоординированных из-за рубежа диверсионных акциях. Разумеется, в словесных перепалках на уровне представителей власти, включая того же Лукашенко, этот факт теперь будет использован, если и не добавляя очков белорусскому президенту, то, по крайней мере, нивелируя громкие заявления литовских лидеров.

В то же время, как отметил в разговоре с "МК" старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко, заявление главы МВД Литвы о связи беспорядков имеет под собой основу. Но не ту, что пытается "подогнать" под ситуацию Билотайте.

"Надо понимать эти слова как косвенное признание литовских властей в том, что они так и не научились управлять страной, предпочитая активность на внешнем контуре, нравоучения соседям и т.д., — считает эксперт. — Решить же собственные внутриполитические, социально-экономические проблемы им до сих пор не удается. И всплеск протестов у здания парламента — свидетельство именно того, что у общества накопились вопросы к руководству страны, не выполняющему свои обязательства. Представлять происходящее как внешнее вмешательство — лишь попытка скрыть собственные неудачи за тридцать лет независимости".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру