Британский премьер Джонсон отправился на Украину искать спасение в «российской угрозе»

Зачем оскандалившемуся политику нужна поездка в Киев

Глава правительства Великобритании Борис Джонсон 1 февраля отправился с визитом в Киев. Изначально было запланировано, что компанию ему составит Элизабет Трасс, министр иностранных дел Соединенного Королевства. Однако накануне вылета из Лондона у нее было зарегистрировано заражение коронавирусом, поэтому премьер оказался в центре внимания. И такая конфигурация, судя по всему, Джонсону играет на руку: на родине у него слишком много проблем, и стандартный ход с заменой внутриполитических приоритетов на внешнеполитические вполне может сработать. Особенно, если его подать под правильным ракурсом.

Зачем оскандалившемуся политику нужна поездка в Киев

Судя по отзывам с Украины о прилете Джонсона, даже там не все ожидали визита подобного уровня. Тем более что и грозные заявления в адрес России в связи с напряженностью на украинской границе озвучивала, в основном, глава Форин-офиса Лиз Трасс. В частности, именно она незадолго до визита 1 февраля пообещала, что в Лондоне уже к середине следующей недели согласуют пакет новых санкций против РФ.

Однако аккурат накануне визита внезапно выяснилось, что Трасс заразилась коронавирусом. Об этом министр сама сообщила на своей странице в Twitter, подчеркнув, что сделала три прививки (непонятно, впрочем, до или после получения результатов теста). Это совпадение не ускользнуло от внимания некоторых склонных к конспирологии наблюдателей, посчитавших, что главу Форин-офиса намеренно «удалили» из состава делегации на Украину в последний момент под благовидным и вполне правдоподобным предлогом.

Даже если оставить в стороне слухи и домыслы, нельзя отрицать, что такой сценарий для Джонсона вполне выгоден. Сам он подготовку к полету в Киев тоже обставил с размахом и — не без вызывающих вопросы тонкостей. Так, например, было известно, что на 31 января у премьера назначен телефонный разговор с российским президентом Владимиром Путиным. Но на этот же день было запланировано и предоставление парламенту результатов расследования, проведенного старшей служащей аппарата правительства Сью Грей: она занималась выяснением обстоятельств по меньшей мере 17 вечеринок, проходивших в государственных учреждениях в период действия карантина.

На паре подобных увеселительных мероприятий, что уже доказано, присутствовал и сам Джонсон, нарушая таким образом введенные им же и его кабмином ограничения. Как и следовало ожидать, отчет Сью Грей не содержал прямых обвинений в адрес премьера, однако выступить перед представителями Палаты общин (нижняя палата британского парламента. — "МК") премьеру пришлось. Из-за этого он не успел провести беседу с российским президентом: теперь неизвестно, когда разговор состоится.

В своей речи перед парламентариями премьер обтекаемо оценил итоги расследования Грей — впрочем, не снимая с себя ответственности и призывая "извлечь уроки", — однако акцент в итоге сделал... на все той же "российской угрозе". 

По словам Джонсона, членам парламента стоило бы больше думать именно о возможных действиях Москвы на украинском направлении, а не дестабилизировать ситуацию внутри своей страны. На этой ноте премьер и отбыл в Киев, где эхо "патигейта" его в ближайшее время едва ли настигнет, а сам он, в отсутствие Лиз Трасс, оказался в главной роли.

При этом и момент выбран весьма подходящий: одновременно с Джонсоном на Украину собрались главы правительств Нидерландов и Польши (Марк Рютте и Матеуш Моравецкий соответственно). Поэтому и откровенно упрекнуть британского премьера в том, что он — по традиции многих политиков — подменяет внутренние проблемы внешними, его противникам не удастся: вот же, не он единственный в Европе, кто озабочен "российской угрозой" Киеву и пытается урегулировать ситуацию.

В других условиях оппонентам Бориса Джонсона в парламенте его внешнеполитическая активность оказалась бы даже выгодной, дав время перегруппироваться и консолидироваться. Однако, несмотря на постоянные призывы к отставке со стороны лейбористов, упреки из "теневого кабмина" и проседающие рейтинги общественного одобрения, премьер, похоже, уступать место никому не собирается, а весомых альтернатив ему так и не появилось.

Сейчас, после завершения расследования Грей, на которое многие джонсоновские противники возлагали необоснованные надежды, позиции премьер-министра теоретически способен ослабить доклад начальника лондонской полиции Крессиды Дик: его публикация состоится по окончании следственных мероприятий Скотленд-Ярда, связанных с "ковидными вечеринками". Как допускают британские специалисты, в полицейском отчете, в отличие от правительственного, вполне могут содержаться указания на персональную ответственность премьера за проведение неподобающих мероприятий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру