Политика правительства Великобритании спровоцировала масштабные забастовки профсоюзов

Работники распланировали протесты на месяц вперед

Первый день февраля в Великобритании ознаменовался запланированными массовыми забастовками профсоюзов. Протестные акции примерно полумиллиона рабочих значительно повлияли на работу образовательных учреждений и транспорта. Основной причиной недовольств стала неудовлетворенность людей заработной платой и условиями труда. На Даунинг-стрит заранее назвали этот день «очень трудным».

Работники распланировали протесты на месяц вперед

Чем заканчивался 2022 год – тем продолжается 2023-й. Среду, 1 февраля, до полумиллиона рабочих Великобритании объявили днем забастовок. Претензия конкретная – министров обвиняют в том, что они «обманывают общественность» и замораживают любые шаги по урегулированию споров с членами Национальной службы здравоохранения (NHS) и профсоюзами железнодорожников. Источники в правительстве, отмечает The Guardian, в частном порядке признали, что в начале месяца оптимизм по поводу прекращения протестов угас.

В серии забастовок в среду принимают участие учителя, государственные служащие, сотрудники пограничной службы и машинисты поездов. Преподаватели в Англии и Уэльсе, являющиеся членами Национального союза образования (NEU), запланировали устроить забастовки, затрагивающие 23 тысячи школ. По оценкам NEU, 85% школ в обеих странах будут полностью или частично закрыты. Школы в Файфе и Оркнейских островах в Шотландии также бастуют в среду в рамках продолжающейся региональной акции Образовательного института Шотландии (EIS), крупнейшего профсоюза учителей страны.

Оценить заранее полные масштабы нарушений в сфере образования оказалось проблематично. Дело в том, что учителя, планирующие бастовать, не обязаны отчитываться об этом руководству учреждения. Официальный представитель премьер-министра назвал этот факт «разочаровывающим». К утру среды министр образования Великобритании Джиллиан Киган объявила, что впервые за шесть лет к пикетам присоединилось 100 тысяч учителей.

Кстати, Киган ранее на неделе встречалась с четырьмя профсоюзами работников образования, но переговоры об отказе от забастовок в среду провалились. NEU заявил, что стремится возобновить диалог, чтобы предотвратить забастовки, запланированные на конец этого месяца и март, хотя надежд на прорыв мало, поскольку министерство финансов фактически блокирует любой прогресс.

Совместный генеральный секретарь NEU Кевин Кортни заявил, что он и его союзники «искренне сожалеют» о влиянии, которое это окажет на образование и распорядок дня ребенка, но предупредил: «Мы указываем на нарушения, которые происходят в школах ежедневно. Если мы не убедим правительство инвестировать в образование, то разрушение продолжится».

Власти попытались сгладить углы, но тщетно. В то время как большинству учителей было предложено повышение заработной платы на 5% в текущем учебном году, NEU продолжил требовать полностью финансируемое повышение заработной платы выше уровня инфляции. Если оценить цифры, то последнее исследование Конгресса профсоюзов (TUC) показало, что в среднем работник госсектора получает на 200 фунтов стерлингов (примерно 17 тысяч рублей) меньше, чем 10 лет назад. Однако же министры упрямо настаивают на том, что повышение заработной платы до этого уровня как раз и подстегнет инфляцию, а первоочередной задачей было сократить ее в ближайшие недели и месяцы.

Проблема не локальная. В день масштабных протестов пассажиры поездов по всей Британии столкнулись с серьезными перебоями в работе железнодорожного транспорта. Забастовка машинистов тоже выпала на 1 февраля. Причина аналогично кроется в недостаточно высокой заработной плате и несоответствующих такой сумме условиях труда. Сбой коснулся 14 крупнейших операторов, причем все, кроме 4, полностью приостановили работу.

Профсоюз машинистов поездов (Aslef) предупредил, что могут последовать новые забастовки, заявив, что переговоры по урегулированию спора о заработной плате «пошли вспять». Помощник генерального секретаря Aslef Саймон Веллер отметил, что первоначальное предложение повышения зарплат, сделанное в прошлом месяце переговорщиками из Rail Delivery Group (RDG), в размере 8% в течение двух лет с условиями, было «обречено на провал». Проблема заключалась еще и в том, что эта информация очень быстро оказалась в прессе, причем еще до того, как профсоюз дал какой-либо ответ.

Представитель RDG подчеркнул, что предлагаемое повышение увеличит среднюю заработную плату водителей с 60 тысяч фунтов стерлингов до почти 65 тысяч фунтов стерлингов, и призвал профсоюз «конструктивно участвовать в переговорах». По данным RDG, забастовки с июня стоили отрасли около 480 миллионов фунтов стерлингов в виде упущенной выгоды от билетов, что усугубило ее финансовый дефицит и проблемы после COVID.

Однако надежды на урегулирование с другими профсоюзами возросли, поскольку RMT все еще рассматривает улучшенные предложения от операторов поездов и ведет переговоры о деталях предложения Network Rail, которое было отклонено перед Рождеством. Третий профсоюз, TSSA, заявил во вторник, что получил два официальных предложения для всех своих членов в железнодорожных компаниях, которые будут рассмотрены.

Директор профсоюза Люк Честер объяснил: «Прогресс был достигнут по ряду направлений — в оплате труда, гарантиях занятости и будущих условиях труда многих членов». Но в то же время он добавил, что TSSA продолжит голосовать за продление мандата на забастовку после аналогичных действий в RMT и Aslef, что может означать продолжение митингов в течение лета.

Присоединились к массовым протестам в среду и государственные служащие. Участниками стали более 100 тысяч работников из 124 департаментов и госорганов, включая Кабинет министров, министерства здравоохранения, транспорта, образования и бизнеса, а также Британский музей, Избирательную комиссию, Космическое агентство Великобритании и Земельный кадастр. Выказать гнев решили в том числе и сотрудники пограничной службы, что инициировало опасения по поводу сбоев в работе аэропортов. Но если вспомнить первую волну забастовок еще в декабре, то она глобально не повлияла на работу воздушных гаваней. Присоединились в том числе и работники морского транспорта и связи.

Так или иначе, недовольство действиями кабинета министров не утихает. Все работники в один голос утверждают, что «правительство не понимает роли профсоюзов», именно поэтому они и не выдвигают конструктивных предложений. И действительно, вместо того чтобы пойти навстречу, власти в среду решили привлечь около 600 военнослужащих, большинство из которых будут выполнять обязанности пограничных служб. Сам премьер-министр Риши Сунак не раз давал профсоюзам понять, что они должны отменить забастовки.

Никто, ожидаемо, не прислушивается к подобным призывам. Весь февраль испещрен запланированными митингами работников сфер образования, транспорта, здравоохранения, госслужбы. Некоторые профсоюзы уже зарезервировали за собой дни протестов в марте.

Институт правительства опубликовал отчет, показывающий, что текучка кадров на государственной службе достигла самого высокого уровня за последнее десятилетие. В нем говорится, что моральный дух упал впервые с 2015 года, и только 41% опрошенных заявили, что их организация мотивирует людей на достижение своих целей (в прошлом году так рассуждал 51% респондентов). Как отмечает Sky News, сотни рабочих готовы уволиться с работы уже в среду, поскольку министры глухи ко всем доводам.

Министр образования Уэльса Джереми Майлз заявил, что «вина за забастовки лежит на правительстве Великобритании» из-за его «позорной позиции» по этому вопросу.

Толпа заполонила улицы Лондона: видео рекордной забастовки в Великобритании

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру