Недовольство действиями властей Косово скрывает хитрый план Запада

НАТО готовит почву для подчинения Сербии

В связи с неспокойной обстановкой в Косово Министерство обороны самопровозглашенной в отторгнутом от Сербии крае заявило об отмене запланированных мероприятий в рамках военных учений Defender Europe 2023. По словам посла США в регионе Джеффри Ховеньера, отмена мероприятия связана с силовой акцией Приштины на севере края. Вашингтон фактически стал дистанцироваться от действий властей самопровозглашенного Косово, намекая на появление определенного «охлаждения» отношений с Приштиной.

НАТО готовит почву для подчинения Сербии

Командование военизированных Сил безопасности Косово сообщило во вторник, что учения на территории самопровозглашенной республики остановлены. Президент Косово Вьоса Османи только 21 мая торжественно открыла этап крупнейших учений НАТО Defender Europe 2023 в Приштине и призвала к укреплению сотрудничества союзников альянса. Новая эскалация в регионе стала поводом для отмены мероприятия, что вызвало довольно холодную реакцию главного союзника косовоалбанских властей – США.

Посол Соединенных Штатов в Косово Джеффри Ховеньер обвинил в приостановке военных учений именно Приштину, а не традиционно Белград. «Госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил еще 26 мая, что акции правительства самопровозглашенного Косово в северных муниципалитетах приведут к последствиям для двусторонних отношений. Первый показатель этого – решение, которое принял американский командующий сил в Европе об отказе от участия Косово в Defender Europe 2023», – цитирует портал Kosovo Online.

Наиболее показательным было следующее высказывание посла США в самопровозглашенной республике: «В данный момент у США нет большого энтузиазма реагировать на некоторые интересы Косово, например, участия в маневрах с непризнанными государствами или активной работы по продвижению Косово на евроатлантическом пути…Надеемся, что Курти послушается нашего совета и сразу предпримет шаги для снижения напряженности на севере».

Звучит фантастично. Запад всегда вставал на сторону Приштины в возникающих конфликтах на территории Косово, однако нынешний виток напряженности (возник он из-за односторонних действий косовоалбанских властей, которые фактически силовым методом захватили административные учреждения в северной части региона после апрельских выборов. Напомним, что косовские сербы, проживающие преимущественно в северных муниципалитетах, эти выборы бойкотировали) будто охладил пыл поддержки Западом того же премьера Альбина Курти. Однако Североатлантическому альянсу стоит вспомнить, кто именно это взрастил.

Говоря о перманентной напряженности в Косово, стоит начать именно с инцидента в Рачаке в 1999 году. Рачак – это село с преимущественно албанским населением. На момент событий, в населенном пункте находились 126 албанских боевиков и штаб террористической группы. Оттуда совершались регулярные вылазки и нападения на югославских полицейских. Орудовала на территории села небезызвестная Армия освобождения Косово (АОК – албанская военизированная организация, боровшаяся за отделение Косово от Союзной Республики Югославия (СРЮ)). К слову, нынешний премьер самопровозглашенной республики Альбин Курти в 1997 году присоединился к этой организации.

Когда правоохранительные органы СРЮ убедились, что мирных жителей в населенном пункте нет, было принято решение проводить антитеррористическую операцию. В результате, многие из албанских боевиков погибли. Однако на следующий день после антитеррористического мероприятия, тела погибших военных АОК демонстративно были выложены на поле, причем уже в гражданской одежде, что создало иллюзию расправы полицией Югославии над мирными жителями села Рачак.

Руководитель Контрольной мисси ОБСЕ в Косово и Метохии американец Уильям Уокер подтвердил «расправу» над якобы мирным населением. Были созваны западные журналисты, а вот сербским корреспондентам и следователям появляться там и вовсе запретили. Все эти «факты» были продемонстрированы на пресс-конференции для иностранных и албанских журналистов, однако уже тогда репортеров смутило то, что на одежде «зверски убитых мирных жителей» нет следов от пуль и крови.

Белорусские эксперты, исследовавшие так называемое «место преступления», сделали вывод, что тела были привезены из другого места. Созданная несколько позже международная экспертная группа финских патологоанатомов подтвердила, что большинство убитых – военные, переодетые в гражданскую одежду.

Но все эти доводы были проигнорированы, а факт «резни» в Рачаке (по сути, спектакль) стал поводом для проведения силами НАТО бомбардировок Югославии. Между этими событиями случился еще один важный факт, о котором часто забывают. Это так называемое «Рамбуйское соглашение». Если кратко, это проект по урегулированию конфликта, предусматривавший полную политическую автономию края, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии и сил МВД. Кроме того, в проект соглашения был включён пункт об утверждении окончательного статуса Косово через три года на конференции. Поставленные условия для югославской делегации были неприемлемы. Результат – операция «Союзная сила», направленная против Югославии.

Это стало, пожалуй, первым и главным аргументом для последующих переговоров по предоставлению Косово независимости. С 1999 года в регион, в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН №1244, вошли международные силы под руководством НАТО (известны под аббревиатурой KFOR), которые фактически при любом витке эскалации стали вставать на сторону Приштины. Край стал управляться ООН.

Когда в 2008 году Косово во второй раз объявило о своем отделении от Сербии, независимость края поддержали 69 государств. В их числе – США и значительная часть стран Евросоюза. В июле 2012 года участники созданной Международной руководящей группы заявили, что государственная независимость Косова является свершившимся фактом. Это работает, конечно, совсем не в интересах Белграда, который не признает независимость края и настаивает на том, что решение об автономии противоречит резолюции №1244, где черным по белому говорится о сохранении территориальной целостности Сербии. Однако факт остается фактом, в 2010 году после долгих разбирательств Международный суд ООН решил, что принятие декларации об одностороннем провозглашении независимости Косова не нарушило общее международное право.

Несложно заметить, что Приштина получала то, что хотела, при активном содействии Запада. Заручившись такой поддержкой от заокеанских «друзей» и их союзников, косовоалбанские власти начали действовать так, будто их суверенность признается всем миром. Как подчеркивает в своем материале для портала Kosovo Online отставной американский дипломат и региональный представитель ООН в Косовска-Митровица с июля 2005 года по октябрь 2008 года Джерард Галлуччи, США и ЕС не смогли справиться со своим клиентским «государством» и найти способ добиться окончательного урегулирования между Белградом и Приштиной. Это создало вакуум, который Курти использует для правления, в то время как помощь и евро продолжают поступать в Приштину.

Анализируя последние события в северной части Косово, Галлуччи подмечает, что в своем последнем гамбите Курти использовал это отсутствие сдержанности в своих действиях, чтобы беспрепятственно отправить свои военные силы на север края. НАТО оказалось в ловушке, которое создало само. По оценкам американского дипломата, теперь у альянса есть два выхода: сопроводить албанские силы обратно к югу от реки Ибар или открыть границу и позволить сербским силам войти и обеспечить безопасность на севере (как разрешено в соответствии с резолюцией 1244). В итоге это может привести к тому, что Приштина согласится на полное выполнение плана Ахтисаари (согласно ему, управление краем должно было перейти от администрации ООН к администрации ЕС и местным властям, безопасность должны были обеспечивать полицейская миссия ЕС и войска НАТО. Кроме того, план предусматривал защиту всех меньшинств, которые проживают в Косове, обеспечивал защиту культурных и религиозных памятников. Подчеркнем, что Сербия и Россия выступили с резкой критикой этого документа. РФ, как постоянный член СБ ООН, пообещала наложить вето на резолюцию Совбеза, основанную на плане Ахтисаари) или согласится на раздел Косово.

Есть и еще один немаловажный пункт. Именно сейчас Сербия активно размышляет над вступлением страны в Евросоюз. По оценкам президента Вучича (заявление об этом было сделано в 2020 году), переговоры Сербии и ЕС по этому вопросу должны закончиться в 2024 году, а в 2026-м республика рассчитывает вступить в объединение. Подрывают намерения Белграда сейчас несколько пунктов: отказ вводить санкции против России и непризнание Косово как отдельной единицы.

Сербия пытается сделать все возможное для того, чтобы хотя бы наладить отношения со строптивыми властями непризнанного Косово. Так, в феврале этого года Белград и Приштина согласились на предложенный Евросоюзом план по нормализации отношений. Он подразумевает усиление сотрудничества сторон в разных сферах, создание постоянных представительств, а также то, что Сербия не будет против членства Косово в международных организациях.

Ясно, что призывы Запада к Приштине – лишь показательный спектакль, который скрывает планомерные шаги к подчинению Белграда общей системе (напомним, что Сербия находится в окружении стран Евросоюза, сама не являясь частью ЕС). Воспользоваться моментом и призвать власти Косово к спокойствию может вызвать доверие Сербии к международному сообществу. Интерес Приштины же – как можно быстрее воспользоваться недоработками «коллективного Запада» для полного захвата территории Косово. Пока Запад этому потворствует, ведь накануне со стороны НАТО было принято решение усилить присутствие сил альянса в регионе. Можно догадаться, кто стал главным инициатором такого решения – Альбин Курти.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру