Оценена вероятность внешнеполитического разворота Китая после смены главы МИД

«Новый старый» министр Ван И: «воин-волк» китайской дипломатии

Важная кадровая перестановка произошла на днях в Поднебесной. Занимавший пост главы МИД Китая Цинь Ган после почти месячного отсутствия в поле общественного зрения был отстранил от должности. И заменен он оказался своим предшественником, высокопоставленным дипломатом Ван И. Кто он – этот «новый старый» министр иностранных дел КНР? Какую репутацию он имеет в мире? И стоит ли ждать внешнеполитического разворота Пекина?

«Новый старый» министр Ван И: «воин-волк» китайской дипломатии
Ван И. Фото: МИД РФ

Западные наблюдатели получили богатую пищу для анализа, спекуляций и прогнозов, когда стало очевидно, что возглавлявший меньше года китайское Министерство иностранных дел Цинь Ган вдруг исчез со всех радаров.

А уж когда официально стало известно, что 57-летний Цинь снят с должности, а министром будет снова Ван И, мозговая деятельность экспертов получила новую подпитку.

«Шаг по отстранению Цинь Гана менее чем через год и замене его Ван И, по-видимому, не свидетельствует о каких-либо существенных изменениях в жесткой внешней политике, проводимой в последние годы лидером Си Цзиньпином, который руководит второй по величине экономику в мире», – так откликнулись на кадровые изменения в Пекине в агентстве Associated Press, где отметили, что этот шаг «был предпринят на фоне негативной реакции внешней среды на все более агрессивную внешнюю политику Китая, главным сторонником которой был Цинь».

Под эту дуду американские журналисты упомянули «политическую и экономическую поддержку Китаем России» в связи с украинским конфликтов, подписание секретного пакта о безопасности между Пекином и Соломоновыми островами, который может обеспечить китайцам военный плацдарм в южной части Тихого океана, и отказ от требований предоставить дополнительную информацию о происхождении пандемии COVID-19, которая началась в Китае в конце 2019 года.

Ван И, предшественник Цинь Гана на должности министра иностранных дел, а ныне сменивший его на том же посту, ранее имел статус главного дипломата страны в качестве заведующего канцелярией Комиссии ЦК Коммунистической партии по иностранным делам. Ван И замещал пропавшего невесть куда Цинь Гана, представляя Китай на встрече советников по национальной безопасности стран БРИКС в южноафриканском Йоханнесбурге. Также Ван в отсутствие Циня встречался с госсекретарем Блинкеном в кулуарах региональной встречи в Джакарте.

Перестановки в дипломатическом составе Китая не обязательно указывают на изменение внешней политики, отмечают западные наблюдатели. Однако они подчеркивают, что кадровое изменение последовало за поездкой госсекретаря США Энтони Блинкена в Пекин, предпринятой в попытке возродить отношения между Штатами и Поднебесной, сильно подпорченные из-за разногласий в сфере торговли, прав человека, технологий, не говоря уж о Тайване и территориальных претензиях Китая в Южно-Китайском море.

Источники в Вашингтоне скептически отнеслись к предположениям, что отставка Цинь Гана окажет существенное влияние на попытки Соединенных Штатов улучшить доведенные до исторического минимума отношения с Пекином. Да и в администрации Байдена заявили, что этот шаг не повлияет ни на какие намерения США продвигать диалог на высоком уровне с китайцами.

Пока дипломатические круги по всему миру пытаются переварить новость о перестановках на вершинах китайской дипломатии, они считают, что подход «воина–волка» сохранится.

Один из анонимных представителей Евросоюза заявил, что повторное назначение Вана не стало большим сюрпризом, поскольку в последние недели он постоянно присутствовал на международных встречах: «Мы не думаем, что это назначение имеет глубокий политический смысл, за исключением того, что оно поддерживает определенную преемственность в диалоге с нашими собеседниками, что в дипломатии иногда полезно».

***

“Китай сам должен решить, кто будет его министром иностранных дел”, - заявил заместитель официального представителя американского Госдепартамента Ведант Патель, “Мы продолжим взаимодействовать с министром иностранных дел Ван И и другими китайскими официальными лицами и по-прежнему считаем, что поддержание открытых линий связи невероятно важно».

Тем не менее, на Западе в смене руководителя китайского МИД тут же попытались найти выгодные для себя аспекты. Анализ многих экспертов строился на противопоставлении фигур отставленного Цинь Гана и заменившего его Ван И.

Еще в бытность свою пресс-секретарем внешнеполитического ведомства Цинь Ган приобрел репутацию человека, критикующего Запад и отвергающего все обвинения в адрес Китая. То есть адепта так называемой дипломатии “воина-волка”, по названию популярной в КНР кинофраншизы.

Цинь был одним из самых молодых министров иностранных дел Китая, совершившим стремительный взлет, который аналитики отчасти объясняли его близостью к Си Цзиньпину. Он дважды был пресс-секретарем Министерства иностранных дел, и главным протокольным сотрудником в 2014-2018 годах, курируя многие контакты председателя Си с иностранными лидерами. Он был направлен в Вашингтон в качестве посла в июле 2021 года, после периода необычной публичной резкости между американскими и китайскими официальными лицами.

Уже став министром, Цинь делал граничащие с резкостью заявления в адрес «американских партнеров». Так, в марте он выступил с предупреждением, что “если Соединенные Штаты не нажмут на тормоза, а продолжат ускоряться по неверному пути, никакое количество ограждений не сможет предотвратить сход с рельсов, и, несомненно, возникнет конфликт и конфронтация.”

Но дело в том, что и вновь назначенный министром иностранных дел Китая вместо Цинь Гана 69-летний Ван И тоже имеет в дипломатическом мире прочную репутацию «воина-волка» и известен своим жестким стилем ведения переговоров.

Более того, он и без назначения главой МИД уже являлcя высшим дипломатом страны в качестве заведующего Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам. Дело в том, что в отличие от многих стран, министр иностранных дел Китая не является самым авторитетным лицом в его дипломатических делах. Гораздо больше влияния на формулирование внешней политики имеют высокопоставленные  руководители партии Китая, включая Ван И. Теперь он вернулся на пост, который занимал не так давно на протяжении нескольких лет.

Решение Китая вновь назначить своего высокопоставленного дипломата Ван И министром иностранных дел означает, что Вашингтон будет иметь дело со знакомым лицом в своем стремлении наладить отношения со своим главным стратегическим соперником, отмечает Reuters, добавив, что возвращение Вана на пост, который он занимал большую часть последнего десятилетия, вряд ли изменит траекторию непростых двусторонних отношений с Америкой.

Действительно, вряд ли смена руководства китайского МИД произошла в угоду потеплению отношений с Соединенными Штатами. Вспомним, что на встрече с госсекретарем США Энтони Блинкеном в июне Ван И сказал, что "неправильные представления Вашингтона о Китае" привели к ошибочной политике Белого дома на китайском направлении.

"Китайско-американские отношения переживали взлеты и падения, и Соединенным Штатам необходимо задуматься о себе и работать с Китаем, чтобы совместно справляться с разногласиями и избегать стратегических сюрпризов", - призвал он заокеанского визитера.

«Его возвращение, сигнализирующее о возвращении к более агрессивной дипломатии "воина-волка", рассматривается как решающее в преддверии ряда международных мероприятий, в частности саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который пройдет в США позднее в этом году», – комментирует возвращение в руководство китайского МИД японское издание Nikkei Asia.

Проработавший в течение восьми лет после окончания школы в Хэйлунцзянском производственно-строительном корпусе Ван И изучал японский язык в качестве студента Пекинского университета международных исследований и впервые поступил на службу в Министерство иностранных дел в возрасте 29 лет. С 2004 по 2007 год он занимал пост посла КНР в Токио.

Затем с 2008 года он возглавлял китайское управление по делам Тайваня, занимающееся разработкой политики, пока в 2013 году его впервые не назначили министром иностранных дел КНР. На этом посту он проработал без малого десять лет – с 16 марта 2013 по 30 декабря 2022 года. В октябре 2022 года Ван И был избран в Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая. А с 1 января нынешнего года он стал заведующим Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам — заняв, тем самым, высшую дипломатическую должность в Китайской Народной Республике, находящуюся в прямом подчинении Генеральному секретарю Компартии.

Во время совместной пресс-конференции в Оттаве 1 июня 2016 года с министром иностранных дел Канады Стефаном Дионом Ван И ответил канадской журналистка Аманде Коннолли на вопрос, который она подняла относительно прав человека в Китае, сказав: "Ваш вопрос полон предубеждения против Китая и высокомерия, которое исходит я не знаю откуда именно. Для меня это совершенно неприемлемо".

В 2020 году Ван И резко отреагировал на визит председателя сената Чехии Милоша Выстрчила на Тайвань, предупредив, что китайское правительство заставит Прагу "заплатить высокую цену за их недальновидное поведение и политический оппортунизм". Это побудило чехов нанести ответный удар, обозвав китайских лидеров "невоспитанными грубыми клоунами".

Что касается нашей страны, на фоне украинского конфликта Ван И неоднократно подчеркивал, что Китай будет твердо поддерживать Россию и углублять стратегическое взаимодоверие и взаимовыгодное сотрудничество с Москвой.

В то же время некоторые наблюдатели рассматривают повторное назначение Вана как шаг по стабилизации китайской дипломатии в неспокойное время, когда экономика страны переживает спад, вызванный последствиями пандемии COVID-19, и на фоне попыток разморозить непростые отношения между Пекином и Вашингтоном.

В преддверии серии крупных международных встреч, предстоящих в обозримом будущем, Си Цзиньпин по умолчанию обратился к человеку, у которого есть отношения со многими его зарубежными коллегами, считают западные китаисты. «Ван И ранее занимал должность министра иностранных дел, – говорит один из них. – Он явно пожарный или смотритель, которого послали навести порядок на корабле, чтобы внешняя политика Китая шла гладко. И я думаю, что он сделает это, потому что он очень, очень способный чиновник».

"Выбор фигуры Вана И рационален, – говорит другой американский специалист-китаевед. – Чтобы создать ощущение стабильности и доверия, Китаю необходимо выбрать кого-то старшего, авторитетного и безупречного".

При этом некоторые эксперты на Западе считают, что сочетание высокого партийного поста Вана с должностью министра иностранных дел могло бы о полезным для США – поскольку одновременное пребывание политика на двух высших внешнеполитических постах страны устранило слой бюрократии для американских собеседников. К тому же, как член правящего Политбюро Коммунистической партии, состоящего из 24 человек, Ван является дипломатом, обладающим, возможно, большим влиянием на высших руководителей Китая, чем его предшественник.

Но вот гонконгское издание South China Morning Post, комментируя назначение Вана, отмечает, что его считают таким же как и Цинь Ган – если не более – «конфронтационным» дипломатом. “Ван - известная фигура, но его не очень любят в Европе», – подчеркивает немецкий эксперт Нис Грюнберг. А один из лидеров европейского бизнеса, который часто встречается с приезжими китайскими официальными лицами, описал Вана как “агрессивного и резкого”, что является отходом от “очаровательного и мягкого” стиля, примером которого являются дипломаты-ветераны, такие как бывший посол в Великобритании и замминистра иностранных дел Фу Ин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29083 от 2 августа 2023

Заголовок в газете: «Воин-волк» пекинской дипломатии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру