Оценены перспективы скорого прекращения войны в секторе Газа

Ликвидация сотен километров подземных туннелей может дорого обойтись израильтянам

В социальных сетях появились фотографии военнослужащих бригады «Голани» израильской армии внутри здания парламента сектора Газа после захвата этого объекта. А министр обороны Израиля Йоав Галлант заявил, что ХАМАС потерял контроль над палестинским анклавом. Но означает ли это, что война закончена? Далеко не все наблюдатели считают так.

Ликвидация сотен километров подземных туннелей может дорого обойтись израильтянам

«У ХАМАС нет сил, способных остановить ЦАХАЛ, – объявил в понедельник израильский министр обороны Галлант. – ЦАХАЛ продвигается вперед на каждом участке. Организация ХАМАС потеряла контроль в Газе: террористы бегут на юг, мирные жители грабят базы ХАМАСА. У них нет доверия к правительству”.

Звучит весьма убедительно, тем более, что сила солому ломит. А сил у Израиля более чем достаточно. Однако до скорой – полной и безоговорочной – победы в войне, похоже, еще весьма и весьма далеко.

В то время как израильские военные встретили мало препятствий, более месяца обстреливая осажденный сектор Газа, эксперты предполагают, что ликвидация подземной паутины туннелей, которые палестинская вооруженная группировка тщательно создавала на протяжении многих лет, может поставить перед израильской армией гораздо более серьезные задачи.

Существующая сегодня система подземных коммуникаций в секторе Газа стала результатом более чем двух десятилетий работы, начиная с 1980-х годов, когда туннели использовались для контрабанды товаров из Египта. Первый признак того, что туннели используются также вооруженными группами, появился в 2001 году, когда израильский военный пост был взорван с помощью взрывчатки, доставленной из-под земли. Но только пять лет спустя таинственные туннели пробили брешь в общественном сознании Израиля, когда палестинские боевики вышли наружу и похитили израильского солдата Гилада Шалита.

Как отмечает канал «Аль-Джазира», мало кто знает в полной мере о подземных лабиринтах, которые некоторые израильские официальные лица называют “метро”. Считается, что эти тоннели пересекают весь анклав на сотни километров (так, в 2021 году израильская армия заявила, что под сектором проходит 300 км туннелей), а эксперты оценивают их глубину в диапазоне от 15 до 60 метров. Некоторые из них снабжены кислородными баллонами, водопроводными трубами и электрическим освещением. Считается также, что эта система имеет периферию с более мелкими туннелями, которые легче уничтожить с поверхности, и ядро, где, как полагают, находятся центры коммандос, склады оружия, ракет и, вероятно, некоторые из примерно 240 израильских пленных, захваченных 7 октября боевиками ХАМАС. Туннели позволяют боевикам совершать внезапные нападения и быстро перемещаться по сектору так, чтобы израильтяне не могли их отследить.

«У Израиля есть технологическое преимущество во всем, но их втянули в низкотехнологичную войну, где это конкурентное преимущество исчезает в тот момент, когда им приходится уходить в подземелье, – цитирует «Аль-Джазира» эксперта Андреаса Крига, доцента кафедры оборонных исследований Королевского колледжа Лондона. – ХАМАС начал строить город под городом, зная, что если бы они начали вооруженное сопротивление, то смогли бы нанести ответный удар, и они смогли бы сделать это под землей».

Даже авиаудары не могут проникнуть достаточно глубоко, чтобы разрушить сердцевину туннелей, говорят эксперты. Для этого израильской армии придется установить контроль над всеми выходами и въездами – что расценивается как чрезвычайно длительная и опасная операция. Даже если территория была тщательно расчищена, шахта туннеля может быть скрыта за линией фронта, что позволит палестинским боевикам атаковать израильских солдат с тыла.

Другие варианты, использовавшиеся в прошлом, включали заливку жидкого цемента или сточных вод, как это сделал Египет в 2013 году вдоль своей границы, внутри туннелей. Но эти методы не сработали, поскольку туннели имели несколько входов и выходов.

Проникновение в тоннели также сопряжено с трудностями, и, по мнению аналитиков, Израиль постарается избегать этого без крайней необходимости: с кислородом там плохо, видимость ограничена, а солдаты уязвимы для засад и мин-ловушек.

По мнению экспертов, израильская армия, скорее всего, будет использовать комбинированный подход. Например, рейды в определенные туннели, которые считаются особо ценными из-за находящихся там заложников или руководства боевиков. А там, где туннели находятся близко к поверхности, будут осуществляться бомбардировки. Также, где это возможно, могут проводиться операции по уничтожению подземных ходов, включая использование инженерных групп со специалистами по подрыву для обрушения центральных туннелей. Но такие операции требуют времени, а на правительство Нетаньяху усиливается давление с целью заставить его согласиться на прекращение огня, поскольку катастрофическая гуманитарная ситуация в Газе вызывают всеобщее осуждение – и даже со стороны союзников (включая США).

Неслучайно же не так давно израильский правый министр наследия Амихай Элиягу высказался насчет ядерной бомбардировки сектора Газа. Хотя безответственные заявления политика были быстренько дезавуированы, а Нетаньяху даже отстранил его от участия в заседаниях правительства, думается, нашлось бы немало горячих голов в Израиле, которые предпочли бы при помощи оружия массового уничтожения разрубить «гордиев узел», а не выковыривать немалой ценой из-под земли спрятавшихся боевиков.

Сюжет:

Война Израиля и Палестины 2023 - последние новости на сегодня

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру