Дальняя авиация РФ отмечает очередной день рождения: СВО дала толчок развитию

«Звездный час еще впереди»

23 декабря отметит свой 109-й день рождения дальняя авиация России, которая ведет свою историю от первых отрядов воздушных кораблей «Илья Муромец». Один из элементов стратегического ядерного сдерживания, дальняя авиация в ходе СВО показала свои возможности и в области применения неядерных средств поражения. О роли и перспективах основной ударной силы российской военной авиации «МК» рассказали бывший командующий дальней авиацией (1997-2001) генерал-лейтенант Михаил Опарин и бывший первый заместитель главкома ВВС России (1991-2001) генерал-лейтенант Александр Ионов.   

«Звездный час еще впереди»
Фото: Министерство обороны РФ

На итоговом заседании Коллегии военного ведомства министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту о том, что в ходе СВО в стратегической глубине противника поражены сотни складов с боеприпасами, станций выгрузки вооружения и техники, цехов военных предприятий, а также тыловые центры подготовки резервов ВСУ. В результате только одного такого удара по военной академии во Львове уничтожены десятки иностранных наемников, приехавших на Украину повоевать против России.

Для таких ударов используются и морские ракеты «Калибр», и дроны «Герань-2». И все же главная ударная сила наших ВКС при нанесении ударов в глубине территории противника – это, конечно, самолеты-ракетоносцы дальней авиации – Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Носители дальнобойных крылатых ракет Х-101, Х-555, Х-55 уже не раз в ходе СВО демонстрировали свои возможности.

Для сравнения, масса боевой части Х-101 - более 400 кг, а у той же «Герани-2» - порядка 50 кг. Почувствуйте разницу. Один Ту-160 несет 12 ракет Х-101, а Ту-95МС – шесть. Усовершенствованная Х-101 способна поразить цель на удалении в 5,5 тыс. км. При этом вероятное отклонение от цели – не более 7 метров.

Один из лучших самолетов нашей фронтовой авиации бомбардировщик Су-34 может нести 12 тонн бомб и ракет, а «самый легкий» самолет дальней авиации Ту-22М3 - до 24 тонн. Тяжеловес Ту-160 может и вовсе нести до 45 тонн авиационных боеприпасов. Расчет простой – чем больше боевая нагрузка самолета, тем выше вклад в решение задачи демилитаризации Украины.

СВО показала не только большую востребованность дальней авиации при решении боевых задач, но и, наверняка, даст серьезный импульс ее развитию. Так считают люди, посвятившие свою жизнь военной авиации.

Председатель совета ветеранов Дальней авиации, заслуженный военный летчик РФ генерал-лейтенант Михаил Опарин:

- Дальняя авиация за свою более чем вековую историю прошла непростой путь, с невиданными взлетами и тяжелыми падениями. Авиация дальнего действия, как она тогда называлась, внесла огромный вклад в Победу в Великой Отечественной. Она была главным дальнобойным средством поражения врага в руках Ставки Верховного Главнокомандования.

Послевоенный период бурного развития дальней авиации сменился хрущевским сокращением и волюнтаристской передачей «дальников» в состав Ракетных войск стратегического назначения. Да, был в истории дальней авиации и такой «ракетный период». Слава богу, недолгий.

Пика своих возможностей дальняя авиация СССР достигла, когда на вооружение поступили вначале самолеты Ту-95МС, Ту-22М3, ну, а затем и красавцы Ту-160. Потом был развал Союза и безостановочная «оптимизация» Вооруженных сил, в том числе и дальней авиации. «Стратеги», имевшие в своем составе две полнокровных воздушных армии, сократились до нескольких авиадивизий. Для такой необъятной страны, как Россия, этого явно недостаточно.

Но сегодня появилась надежда, что дальняя авиация получит новый импульс развития. Модернизируются стратегические самолеты, в Казани возобновлено производство обновленной версии Ту-160, появляются новые средства поражения, о которых мы в свое время могли только мечтать.

Все это сделает дальнюю авиацию еще более грозной ударной силой. Сегодня «дальники» с честью выполняют задачи в специальной военной операции. Ветераны уверены, что их вклад в победоносном завершении СВО будет весомым и важным.

Фото: Министерство обороны РФ

Справка «МК»:

Михаил Опарин за время службы освоил десять типов самолётов ВВС: Л-29, Ил-28, Ил-18,Ту-16,Ту-22К, Ту-22П, Ту-22Р, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160. Имеет практический опыт полетов на самолётах стратегической авиации США В-52 и В-1В. Общий налёт - более 4000 часов.

Первый заместитель начальника Главного штаба ВВС России в 1991-2001 годах генерал-лейтенант авиации в отставке Александр Ионов:

- Думаю, звездный час дальней авиации в СВО еще впереди. Для победы нужно комплексно применять все оружие, что у тебя есть. В том числе авиацию всех родов и видов, включая дальнюю. Уверен, придет время мощных воздушных операций, которые принудят противника к миру на наших условиях.

Во времена СССР дальняя авиация имела в своем составе несколько воздушных армий. Представьте, как бы пошла спецоперация, обладай мы хотя бы половиной тех сил и средств. За прошедшие годы, к сожалению, многое утрачено. Но еще Суворов призывал побеждать не числом, а умением.

Спецоперация, помимо всего прочего, показала, что ударные возможности дальней авиации надо наращивать. Нужно больше самолетов, больше ракет. Эффективность применения дальней авиации может вырасти кратно.

Насколько мне известно, экипажи дальней авиации готовят так, как нужно. Подготовка серьезная. В советское время в главкомате ВВС было огромное управление боевой подготовки, был заместитель главкома по боевой подготовке, а у него - замы по каждому роду авиации – истребительной, штурмовой, бомбардировочной… Возможно, пришло время вернуться к старым полезным наработкам.

Вообще, авиации после 1991 года досталось от «оптимизаторов». Помню, как закрыли 7-й институт авиационной и космической медицины, затем - 7-й научно-исследовательский авиационный госпиталь. Следом взялись за инженерно-авиационную службу, которую тоже серьезно подрезали. Спецоперация, которая потребовала от нас полного напряжения сил, покажет, что было сделано правильно, а что было явной ошибкой.

Парк дальней авиации постепенно обновляется. Министр обороны недавно объявил о планах поставок новых и модернизированных самолетов в 2024 году. Но и тут, как мне кажется, от авиапрома нужен качественный рывок. Например, в области создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации – ПАК ДА. О нем давно говорят, но до готовых образцов, судя по всему, еще далеко. А жаль. У нового поколения «дальников» должна быть вполне ясная перспектива.

Дальники – это особая летная категория. Экипаж самолета Ту-22М3, Ту-95МС или Ту-160 – это как один человек. Внутри экипажа должна быть полная психологическая совместимость. Не помню за свою долгую службу, а я отслужил 41 год, чтобы внутри экипажей была какая-то несогласованность. Думаю, и сейчас такого нет. Летчик-дальник всегда основательный, спокойный, как слон. Встал на боевой курс – ни влево, ни вправо пока не решишь задачу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29184 от 22 декабря 2023

Заголовок в газете: Особый почерк «стратегов»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру