Назван следующий вызов НАТО: «Россия могла видеть несерьезное отношение к обороне»

Североатлантические деятели мечтают обратить вспять годы военного недофинансирования

Семидесятипятилетнюю историю НАТО можно описать тремя этапами, каждый из которых определяется существующими угрозами безопасности Запада, утверждает американский CNN. Сначала была холодная война и «советская угроза». Второй этап пришелся на 1990-е и 2000-е годы, когда НАТО впервые развернуло войска в Боснии и Косове, а затем в Афганистане и Ираке. Начиная с 2014 года в Альянсе заговорили о возвращении вооруженных угроз непосредственно к границам Североатлантического союза. Четвертый акт НАТО, возможно, характеризуется кризисом, который разворачивается как в замедленной съемке. 

Североатлантические деятели мечтают обратить вспять годы военного недофинансирования

На протяжении более десяти лет союзники хронически недорабатывали средства на оборону, в то время как противники Запада модернизировали и укрепляли свой военный потенциал, утверждает CNN.

Источники, непосредственно вовлеченные в политику безопасности Запада, говорят, что предупреждения о необходимости усиления обороны были проигнорированы в угоду балансу сил после финансового кризиса 2008 года.

Раса Юкнявичене, министр обороны Литвы в 2008-2012 годах, вспоминает встречу с официальными лицами США в Пентагоне в 2012 году, на которой “представители всех сторон, включая США, признали, что Россия будет в состоянии испытать НАТО к 2019 году”.

Несмотря на осознание риска, к 2014 году только три из 30 стран - членов НАТО смогли достичь целевого показателя НАТО в 2% от ВВП на расходы на оборону. К 2019 году это число возросло только до семи.

Выступая перед CNN, Юкнявичене, ныне член Европейского парламента, утверждает: “В 2010-е годы НАТО было вялым, сосредоточенным на войне с терроризмом, а не на региональных угрозах. Расходы на оборону на Западе оставались низкими не только из–за бюджетных трудностей, но и потому, что все, включая США, боялись спровоцировать Россию. На мой взгляд, это означало, что Россия могла видеть, что НАТО несерьезно относится к собственной обороне”.

Недофинансирование оборонных бюджетов в течение длительного периода имеет множество последствий – от сокращения численности войск до плохого технического обслуживания техники. Но в контексте конфликта на Украине ограниченные и быстро сокращающиеся запасы боеприпасов, которые Запад передавал Киеву, возможно, были самыми разрушительными, отмечает CNN.

“Одно можно сказать абсолютно точно: если бы союзники в Европе достигли своей цели в 2%, в частности Германия, то они могли бы предоставить Украине гораздо больше оружия, не ослабляя при этом обороноспособность своих собственных стран”, – сказал CNN Джон Хербст, бывший посол США на Украине.

Стоит отметить, что в задачи НАТО не входило защищать Украину, которая не является членом НАТО и только формально заявила о своем намерении вступить в него после начала конфликта против России в 2022 году, подчеркивает CNN.

Однако характер поддержки Киева союзниками по НАТО – в основном это прямая военная поддержка – выявил уязвимость Североатлантического союза, к которой привели годы недофинансирования.

Дело не только в том, что низкие военные расходы означают низкие запасы оружия. Отсутствие спроса не стимулирует частные оружейные компании инвестировать в производство оружия. Другими словами, вы можете иметь все деньги в мире, но вы не можете купить оружие, которого не существует. Тем временем Россия значительно расширила собственное производство боеприпасов, констатирует CNN.

“Нет сомнений в том, что у США и их союзников нет военной промышленности, производящей достаточное количество оборудования для войны с крупными державами”, - сказал Хербст.

Это было признано членами НАТО. В настоящее время больше стран НАТО, чем когда–либо прежде, выполняют обязательства по минимальным расходам в размере 2%, и этот показатель должен увеличиться в преддверии саммита в Вашингтоне в мае - мероприятия, посвященного 75-й годовщине создания НАТО 4 апреля 1949 года.

Официальные лица НАТО, часто циничные и скептически настроенные люди, необычайно оптимистичны в отношении того, что правительства столь многих стран более серьезно относятся к расходам, особенно на закупку вооружений, отмечает CNN.

Лидер блока Йенс Столтенберг заявил в феврале, что 18 его членов, как ожидается, потратят на оборону в этом году не менее 2% своего ВВП.

Были обещаны миллиарды долларов, а также планы отдельных стран по закупке и наращиванию производства боеприпасов и оружия. Но большинство планов, разрабатываемых официальными лицами, на самом деле являются долгосрочными - для строительства заводов и подготовки персонала требуется время.

Это означает, что задача, стоящая сейчас перед союзниками по НАТО, заключается не только в том, как они могут удовлетворить спрос на оружие, поступающий из Киева, но и как им обратить вспять годы недофинансирования своей собственной обороны?

Европейские дипломаты, особенно из стран Балтии, часто говорят о необходимости не просто заполнить склад, который опустел после передачи оружия Украине, но и построить новый склад, которому тоже нужно собственное оружие.

Таким образом, даже с учетом новых обещаний по расходованию средств, все равно потребуется очень много времени, чтобы достичь того уровня, который, по мнению большинства европейских военных чиновников, должен быть у запасов боеприпасов, сетует CNN.

Единственный человек, который хорошо осознает это, - сам Столтенберг. Выступая в среду в Брюсселе перед встречей министров иностранных дел стран НАТО, генеральный секретарь заявил, что НАТО “могло бы взять на себя больше ответственности за координацию поставок военной техники и обучения для Украины”. Столтенберг добавил, что союзники должны “взять на себя обязательство оказывать большую поддержку Украине и меньше полагаться на добровольные взносы”.

“У нас должна быть гарантированная, надежная и предсказуемая помощь Украине в области безопасности”, - взывает натовский генсек.

Питер Рикеттс, бывший посол Великобритании в НАТО, сказал CNN, что, хотя все больше стран достигают отметки в 2%, это, несомненно, хорошо, “требуются годы, чтобы новые деньги превратились в потенциал. И этого недостаточно сейчас, когда угроза в Европе возросла. Особенно учитывая риск того, что будущее президентство Трампа отодвинется от Европы”.

Ситуация, в которой оказалось НАТО в возрасте 75 лет, необычна, признает CNN. С одной стороны, можно утверждать, что ситуация улучшилась за долгое время: страны-члены относительно едины в том, что необходимо сделать в долгосрочной перспективе, и в целом готовы платить за это. Новые инициативы, касающиеся таких вопросов, как силы быстрого реагирования, учебные учения и развертывание войск, координируются централизованно.

Североатлантический союз даже расширился, и в прошлом году в его ряды вступили Финляндия и Швеция.

Дуглас Лют, бывший посол США в НАТО, сказал CNN: “Я думаю, что стакан скорее наполовину полон, чем наполовину пуст. Я думаю, что на карте мира территориальная граница НАТО - это самая яркая красная линия и союзники делают ее ярче с помощью новых инициатив.”

Однако старые обиды никуда не делись. Некоторые союзники не верят, что другие страны будут столь же щедры на расходы на оборону, если российско-украинский конфликт закончится. А официальные лица из стран, которые исторически выполняли свои обязательства, по-прежнему рассматривают своих коллег как нахлебников, которые, возможно, не извлекли уроков из украинского конфликта у себя на пороге, заключает CNN.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру