Правительство меньшинства, возглавляемое лузером Шольцем, обвинило Фридриха Мерца в том, что он разрушил многолетнюю политическую защиту от ультраправых популистов. Он внес в парламент два предложения, направленных на усиление мер безопасности и закрытие всех сухопутных границ Германии для нелегальной миграции.
Как пишет The Guardian, в среду бундестаг с небольшим перевесом проголосовал за один из них, который Мерц назвал своим “планом из пяти пунктов” по прекращению нелегальной миграции, при этом 348 депутатов проголосовали "за", 345 - "против" и 10 воздержались. В законопроекте предлагается возвращать просителей убежища и других мигрантов обратно на границе, что, по мнению социал-демократов Шольца и "зеленых", противоречит законодательству Германии и ЕС о беженцах.
Лидер оппозиционного консервативного альянса ХДС/ХСС Мерц, который лидирует в опросах перед выборами 23 февраля, сместил дебаты о миграционной политике вправо, по-видимому, в ответ на нападение с ножом, в результате которого на прошлой неделе были убиты два человека. Полиция арестовала 28-летнего афганца в качестве главного подозреваемого, напоминает The Guardian.
После нападения поднялся шум, особенно после того, как выяснилось, что арестованный проходил психиатрическое лечение и должен был быть депортирован из Германии, но эта мера была отложена из-за очевидных бюрократических препятствий.
Эта трагедия стала последним из серии нападений, самым смертоносным из которых произошло в Магдебурге в прошлом месяце, когда внедорожник врезался в рождественскую ярмарку, убив шесть человек и ранив 300. После этого инцидента был арестован врач из Саудовской Аравии.
Голосованию предшествовали необычайно жаркие дебаты. Канцлер Шольц раскритиковал Мерца за то, что тот “сгоряча фактически отменил основополагающее соглашение нашей республики”, рассчитывая, что его предложения будут иметь шанс на успех только в том случае, если они будут поддержаны антииммигрантской, прокремлевской “Альтернативы для Германии». Шольц назвал это “непростительной ошибкой”.
Он сказал, что, полагаясь на поддержку АДГ, “тех самых, которые борются против нашей демократии, которые презирают нашу объединенную Европу, которые годами продолжают отравлять климат в нашей стране”, Мерц перешел “границы, которые как государственный деятель не должен переступать”.
Роберт Хайбек, заместитель канцлера и кандидат от “зеленых" на пост канцлера, призвал Мерца: "Герр Мерц, не голосуйте вместе с расистами. В этом нет необходимости, и это опрометчиво”.
Фридрих Мерц, однако, заявил, что реализация его планов с помощью АДГ будет лишь “последним средством”. “Возможно, это тот случай, когда АДГ впервые получает необходимое большинство голосов для принятия закона”, - сказал он, добавив, что мысль о “ликующих и ухмыляющихся депутатах от АДГ” вызывает у него дискомфорт.
Лидер парламентской фракции АДГ и кандидат в канцлеры Алис Вайдель, которая была запечатлена смеющейся и обнимающейся с членами партии после оглашения результатов выборов, заявила: “Так называемый брандмауэр - это не что иное, как антидемократическое картельное соглашение”. Миграционный план Мерц, добавила она, был “скопирован с нас”.
В пятницу Мерц намерена внести в парламент законопроект о миграции, который дополняет уже принятые меры. У этого закона нет шансов стать законом до окончания выборов, но если бы он стал канцлером, у Мерца были бы все шансы довести его до конца.
Согласно опросу Insa, 66% немцев поддерживают планы Мерца, в том числе 56% сторонников Социал-демократической партии (СДПГ), возглавляемой Шольцем. Но и ХДС/ХСС, и СДПГ в последние дни потеряли позиции в опросах общественного мнения, в то время как АДГ набрала четыре процентных пункта.
Среди противников предложений Мерца были лидеры протестантской и католической церквей Германии, которые в совместном письме на его имя предупредили об опасности нарушения давнего табу на отказ от сотрудничества с АДГ. “Мы опасаемся, что немецкой демократии будет нанесен серьезный ущерб, если мы откажемся от этого политического обещания”, - написали они.
Церкви выразили свое беспокойство по поводу “времени и тона” дебатов, предупредив, что это, вероятно, “опорочит всех мигрантов, живущих в Германии, и посеет предрассудки”. Они также не добавили, что это не способствовало решению существующих проблем.