Военной медицине прописали лечение

После «реформ» Сердюкова более 50% госпиталей требуют реконструкции или капитального ремонта

Военная медицина — та область военной реформы, проводимой под руководством Анатолия Сердюкова, за которую бывшего министра обороны критиковали чуть ли не более всего. За годы приведения армии к «новому облику» военная медицина понесла не только невосполнимые кадровые потери, но была также разрушена система военных госпиталей, санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, а главное — уничтожена структура руководства военной медициной всех округов, родов и видов Вооруженных сил.
Новому руководству военного ведомства пришлось констатировать: больной — военная медицина — скорее мертв, чем жив, а потому в срочном порядке его необходимо реанимировать.

О первых победах, планах и перспективах на «выздоровление», а также о медицинском спецназе, строительстве необычного госпиталя-санатория в Анапе и о том, почему нашим военным не грозит ожирение, в интервью «МК» рассказал начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны России генерал-майор Александр ФИСУН.

После «реформ» Сердюкова более 50% госпиталей требуют реконструкции или капитального ремонта

— Александр Яковлевич, сегодня вся страна ежедневно наблюдает на телеэкранах, как наши военные спасают жителей Дальнего Востока от наводнения и его последствий. Туда же направлены два отряда медицинского спецназа, который в последний раз разворачивался в Южной Осетии в ходе «пятидневной войны». Но тогда это была зона боевых действий, а насколько оправдано нахождение военного спецназа в зоне наводнения?

— Да, военные медики в первую очередь, конечно же, ориентированы на работу в зоне боевых действий, но, поверьте, уровень отечественной военной медицины позволяет успешно справляться и с медицинскими последствиями стихийных бедствий. Два медотряда специального назначения из подмосковного Подольска и Хабаровска прибыли в зону бедствия по решению министра обороны. За месяц работы наши врачи оказали квалифицированную помощь более 2,5 тысячи местных жителей. Их усилия были сосредоточены также на мониторинге санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе. Ежедневно 12 передвижных лабораторно-клинических групп проверяли более 30 объектов водоснабжения, а также брали порядка 100 проб из источников водоснабжения. В отдельных случаях, если анализ был неблагоприятным, мы закрывали доступ к ненадежному источнику водоснабжения. Поэтому развертывание военно-медицинской группировки в зоне бедствия было вполне оправданно.

— Если говорить о «стационарной» военной медицине, то во времена реформ Сердюкова она понесла невосполнимые потери. Сокращению подверглось немало лечебных учреждений и военных госпиталей. Сколько сегодня их осталось в составе медслужбы Минобороны?

— Сегодня в Вооруженных силах функционирует 13 военных госпиталей, которые имеют более 230 филиалов и структурных подразделений. 67 таких филиалов имеют амбулаторно-поликлинический профиль. Каждый военный госпиталь — это своеобразная научная школа, сообщество единомышленников, спаянное на общих интересах и подходах к медицине.

— Насколько нуждается в обновлении и модернизации их материальная база? Планируется ли строительство новых госпиталей?

— По нашим данным, более 50% госпиталей требуют реконструкции или капитального ремонта, и почти во всех необходимо обновить материально-техническую базу.

В 2013 году — и это впервые за многие годы — выделены значительные бюджетные средства для модернизации лечебно-диагностической базы, начиная от медицинского пункта части и медицинской роты, кончая клиниками Военно-медицинской академии, Главного и центральных военных госпиталей. Только на ремонт медицинской техники различных классов мы получим 600 миллионов рублей. Кроме того, ряд наших медучреждений с преобразованием их в бюджетные, смогут иметь возможность самостоятельно распоряжаться внебюджетными средствами для закупки нового медоборудования.

Строительство новых госпиталей ведется «на перспективу», с учетом планов развития Российской армии. В 2013–2015 годах будет начато строительство современного многофункционального медицинского центра Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова в Санкт-Петербурге, а также госпиталей в Нижнем Новгороде, Рязани, Владикавказе, Екатеринбурге и Оренбурге.

В ходе внезапной проверки войск Восточного военного округа было обращено внимание на то, что военный госпиталь в Южно-Сахалинске не обеспечивает потребности гарнизона, а наращивание его материальной базы в помещениях 1936 года постройки не представляет никакой возможности для развития. В связи с этим было принято решение о строительстве нового госпиталя на территории военного городка в Хомутове, а высвободившиеся площади в центре города использовать для жилищного строительства в интересах военнослужащих.

Сейчас завершается строительство экспериментального госпиталя в Анапе. За его основу взято многофункциональное многопрофильное лечебное учреждение европейского типа. Госпиталь в Анапе будет обладать высоким уровнем медицинской логистики. Для этого на крыше одного из корпусов здания предусмотрена вертолетная площадка для приема пациентов. Этот госпиталь должен быть тесно связан с военными здравницами Черноморского региона для проведения санаторно-курортного лечения и реабилитации военнослужащих.

— Опять-таки последняя реформа армии по созданию так называемого нового облика привела к тому, что военные санатории лишились своего традиционного контингента отдыхающих. Что вы намерены сделать, чтобы загрузить ведомственные здравницы?

— Министр обороны поручил нам подготовить предложения по совершенствованию санаторно-курортного обеспечения военных. При этом мы учли те рекомендации, которые прозвучали на слушаниях по этому вопросу в Совете Федерации, Общественной палате России, а также рекомендации руководства Общероссийского профессионального союза военнослужащих, Социологического центра ВС РФ, ну и, конечно, мы выслушали пожелания самих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

На основе всего этого разработаны предложения в Концепцию совершенствования системы санаторно-курортного обеспечения ВС РФ, которая содержит предложения по децентрализации управления санаторно-курортным обеспечением с перераспределением части полномочий в пользу командований военных округов, где проходит службу большая часть военнослужащих.

Также концепция предусматривает создание на базе ряда санаторно-курортных учреждений детских оздоровительных центров для организации отдыха детей из числа семей военнослужащих, а также воспитанников суворовских, нахимовских и кадетских училищ, детей военнослужащих, проживающих в отдаленных местностях и местностях с неблагоприятными климатогеографическими факторами.

Министром обороны дано поручение: подготовить конкретные предложения по снижению стоимости путевок в ведомственные санатории и дома отдыха для военнослужащих и членов их семей. Это должно быть сделано как за счет привлечения дополнительных внебюджетных средств, зарабатываемых военными здравницами, так и за счет исключения из стоимости путевок расходов учреждений, которые уже оплачены из бюджета Минобороны.

Кроме того, в 2013 году уже реально работает новый порядок оплаты путевок для детей, прибывающих на отдых совместно с родителями в санаторно-курортные учреждения. Так, детям в возрасте до 3 лет, не занимающим отдельного места, путевки оформляются бесплатно, детям в возрасте от 3 до 6 лет, не занимающим отдельного места, — в размере 30% от стоимости путевки без лечения.

— Приведение армии к «новому облику» сказалось и на численном составе военно-медицинской службы. Многие офицеры-медики были уволены. Как сейчас обстоят дела с кадровым вопросом в военной медицине?

— На сегодня укомплектованность должностей военно-медицинской службы офицерами составляет 95%. Наибольшую потребность мы испытываем в стоматологах, фармацевтах и врачах профилактического профиля, потому что подготовка соответствующих специалистов для нужд Минобороны была прекращена в связи с сокращением Самарского и Томского военно-медицинских институтов.

Чтобы ликвидировать дефицит кадров, в текущем году в Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова организован набор курсантов для подготовки по этим специальностям. Одновременно организована и работа по приему на военную службу по контракту специалистов для комплектования вакантных должностей медицинской службы.

— В связи с такой нехваткой кадров и тем, что более 50% госпиталей требуют реконструкции и технической модернизации, могут ли наши военные рассчитывать на оказание специализированной высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе с использованием сложных или уникальных современных технологий?

— В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», военно-медицинские учреждения бесплатно оказывают контингентам Минобороны полный объем медицинской помощи, в том числе и ее высокотехнологичные виды. Более 90% сложных лечебных и диагностических медицинских мероприятий проводятся в стенах центральных военно-медицинских учреждений Минобороны России. Это Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова, Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н.Бурденко, Медицинский учебно-научный клинический центр имени П.В.Мандрыка, 3-й Центральный военный клинический госпиталь имени А.А.Вишневского. Соответственно, на долю окружных госпиталей приходится чуть менее 10% от объема высокотехнологичной помощи.

Военно-медицинскими учреждениями Минобороны оказывается более 70 высокотехнологичных видов медпомощи, в том числе по сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, неврологии, абдоминальной и торакальной хирургии, онкологии, травматологии и ортопедии, урологии, офтальмологии, отоларингологии и другим профилям. В минувшем году в госпиталях Минобороны высокотехнологичную помощь получили 13,5 тысячи человек. Около 80% от их количества пришлось на льготный контингент, из них 38% — на военных пенсионеров и 21% — на действующих военнослужащих.

Хочу особо отметить, что впервые за долгие годы по решению министра обороны на оказание высокотехнологичной медпомощи выделены беспрецедентные средства — свыше миллиарда рублей.

— Сегодня очень популярной стала тема лишнего веса. Для военных в том числе. Правда ли, что продуктовый паек российского военнослужащего является самым калорийным в мире и наша армия в связи с этим может столкнуться с проблемой избыточного веса?

— Питание наших военнослужащих организовано в строгом соответствии с соответствующим приказом министра обороны. Этим приказом нормы продовольственных пайков для всех военнослужащих приведены к требованиям физиологических нормативов и отвечают концепции сбалансированного и рационального питания.

Пищевая ценность и калорийность общевойскового пайка соответствуют потребности разных категорий военнослужащих и обеспечивает поддержание физической и психоэмоциональной нагрузок, свойственных армейскому образу жизни. Для военнослужащих, проходящих службу в особых условиях, установлены специальные пайки. Нормы каждого пайка строго рассчитаны и содержат питательные вещества, соразмерные потребностям военнослужащих. А с учетом усиления интенсивности физической и боевой подготовки избыточный вес нашей армии точно не грозит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру