Выборы по прямой

В Азербайджане снова изберут Алиева

В эту среду в Азербайджане пройдут президентские выборы. Многие мои знакомые удивляются: “Как выборы? Почему о них ничего не было слышно?” Устойчивое мнение: выборы в СНГ — это всегда “майданы незалежности” и уличные столкновения, — в этот раз не оправдается. Выборы пройдут тихо, “без шума и пыли”. На них будет переизбран нынешний президент Ильгам Алиев.

Хотя кроме него в выборах поучаствуют еще пять-шесть претендентов, в Баку не только нет ажиотажа, но даже особого понимания, кто эти конкуренты. Наиболее известные оппозиционеры, которые еще три года назад неустанно митинговали, объезжали Москву, Вашингтон, европейские столицы и убеждали, что сын Гейдара Алиева не справится с наследством отца, теперь впервые смогли перейти к совместным действиям: они дружно отказались участвовать в выборах. Впятером они вряд ли бы дотянули даже до 20% голосов.

Для известных и опытных выборных бойцов такой результат означал бы политическую смерть. А умирать, даже политически, никто не хочет. Известные лидеры оппозиции отложили свое участие в выборах до того момента, пока атмосфера в стране не изменится к лучшему. В переводе на русский, до того момента, когда появится хоть какой-то шанс.

За последние пять лет Азербайджан невероятно изменился. Он все больше напоминает какой-нибудь Кувейт в начале экономического рывка. Баку превратился в огромную строительную площадку. Земля подорожала, и на каждом кусочке, освобожденном от старых малоэтажных застроек, строятся леса современных высоток. Чтобы разгрузить город от заторов, в столице уже построены десятки развязок, эстакад, новых трасс. За последние пять лет было создано 700 тысяч рабочих мест, доходы населения поднялись в 2,5 раза, средняя заработная плата — в 3 раза.

За пять лет президентства Ильгама Алиева четыре года Азербайджан занимал первое место в мире по росту ВВП: в 2005 году рост ВВП составил 26,4%, в 2006-м — 34,5 (!), в 2007-м — 25%, в 2008-м ожидается 18%. Понятно, что рост шел от совсем невысокого уровня. Но сколько стран в мире с низким базовым уровнем, даже имея запасы нефти, так и не могут подняться! А Азербайджан абсолютно объективно сделал рывок.

В стране, где более миллиона граждан — беженцы, эти экономические результаты смело можно назвать очень и очень значительными. Более того, так или иначе, но повышение уровня жизни испытал почти каждый гражданин.

Конечно, по сравнению с соседями у Азербайджана есть ясные преимущества — запасы нефти и газа, выход к морю, стратегически удачное расположение на перекрестке транспортных путей. Но все эти преимущества надо было реализовать. Конечно, Ильгам Алиев опирался на те результаты, которых достиг его  отец. Но сам он — и это тоже чистая правда — совсем не оплошал.

Помню, как три-четыре года назад западная, особенно американская, пресса, все время ставила грузинского президента в пример азербайджанскому. У Саакашвили и харизма больше, и английский лучше, и народ его больше любит… Но вот прошло совсем немного времени — и на том же Западе Саакашвили медленно, но верно превращается в “долбаного лунатика”. Он проявил себя не только авантюристом, не только преступником. А также как трус, и как очень слабый политик. Став инструментом лишь одного глобального игрока в регионе — США, он полностью потерял возможность проводить независимую политику.

Алиев же, имея гораздо больше оснований для реванша и шансов на успех, начинать войну в Карабахе не стал. Он не стал марионеткой ни в руках Москвы, ни в руках Вашингтона. Он сумел выстроить выгодные экономические отношения и с Западом, и с Россией. Не поссорился и с Ираном, не позволив превратить свою страну в плацдарм против соседнего государства. Удерживая очень тонкий баланс, Ильгам Гейдарович сохранил не только свободу маневра. Он уберег свое маленькое, но очень стратегически важное государство от того, чтобы его “съел” кто-то из великанов. Более того, для этих великанов он превратился в ключевого игрока на Южном Кавказе, чья взвешенная, часто очень тонкая политика позволяет хоть как-то сохранять мир во всем регионе. Так или иначе, к нему теперь вынуждены обращаться все. После осетино-грузинского конфликта в Баку тут же прикатил Дик Чейни, а чуть позже его лично пригласил в Москву Дмитрий Медведев.

Мне кажется, именно во время боев за Цхинвал и бомбардировок Поти авторитет Ильгама Алиева в Азербайджане поднялся особенно высоко.

Весь Азербайджан как-то сразу увидел в своем президенте черты отца. Собственно, это оценили и лидеры оппозиции: если пять лет назад они убеждали весь мир, что “принц” не потянет, то теперь просто снялись с выборов.

Собственно, прежде всего поэтому большинство даже интересующихся политикой москвичей не знают, что в Азербайджане проходят очередные президентские выборы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру