Россия и НАТО: снова — здорОво!

“Нам необходимо перестраивать отношения с альянсом”

“Мы возобновили наше сотрудничество на политическом уровне и договорились возобновить наши военные контакты” — так генсек Североатлантического альянса Яап де Хооп Схеффер подвел итоги неофициальной встречи Россия — НАТО.

Новый виток потепления в разладившихся отношениях России и НАТО имел место на греческом острове Корфу. Встреча на уровне министров иностранных дел характер носила неофициальный, без четко вырисованной повестки дня — и выработки каких-то документов не предполагала. Даже на итоговую пресс-конференцию участники вышли без галстуков.

Однако сам факт такой встречи, после того как в начале мая из-за шпионского скандала с российскими дипломатами было сорвано министерское заседание Совета Россия — НАТО, выглядит значительным прорывом. Не говоря уж о том, что общая тональность встречи была скорее оптимистической: договорились о восстановлении военного сотрудничества. Российский постпред при альянсе получил приглашение на семинар по вопросам будущей стратегической концепции НАТО, а на 22 июля намечено посольское заседание в рамках Совета Россия — НАТО. А новый генсек, который в августе должен сменить нынешнего, один из первых своих визитов планирует нанести в Москву.

Как будто не было решения Брюсселя приостановить проведение заседаний Совета Россия — НАТО на всех уровнях из-за “непропорционального применения силы” в войне с Грузией. Худо-бедно, но альянс дал понять, что Грузию не рассматривает как камень преткновения в отношениях с Россией, хотя позиция Запада и остается по Закавказью неизменной. Со стороны НАТО сработали прагматические соображения: выгоднее вести диалог с Россией, чем продолжать стоять в третьей позиции из-за амбиций Саакашвили.  

Можно ли сказать, что встреча на Корфу поставила точку в затянувшейся со времен войны в Закавказье истории “заморозков” в отношениях или это очередной шаг вперед, за которым последуют два шага назад? Вопрос остается открытым.

— Точка — это не тот знак, который принято ставить в дипломатии, — считает директор Центра европейской безопасности, замдиректора Института научной информации по общественным наукам РАН Татьяна ПАРХАЛИНА. — Но то, что разблокировали отношения между Россией и альянсом, — это само по себе позитивно. И тому есть как минимум две причины, показывающие взаимную заинтересованность России и НАТО в сотрудничестве. Главная — это Афганистан.

 Другая причина — предстоящий визит президента Обамы в Москву. Желание к “перезагрузке” (как бы ни было избито это слово) есть с обеих сторон — и по линии Россия — США, и по линии Россия — НАТО. В тот момент, когда в прошлом году альянс приостановил сотрудничество с нашей страной, Россия не раз давала сигналы о готовности сотрудничать по Афганистану. И это понятно: в определенном смысле в этой стране НАТО отстаивает интересы России на южном направлении.

 Ситуация в области безопасности в Афганистане остается серьезной. И поэтому важное значение приобретает вопрос транспортировки туда грузов — и невоенных, и военных — через российскую территорию. Достигнутое на Корфу — это только начало новой страницы. И то, что на ней будет написано, зависит от политической воли сторон.

— Ситуация с холодными и замороженными отношениями ненормальна, — комментирует заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий ДАНИЛОВ. — Она не устраивает ни нас, ни НАТО. Когда ухудшалась политическая конъюнктура — война с Грузией и относительно недавняя высылка российских дипломатов из Брюсселя, — проигрывали все. Россия выступила с важными инициативами по европейской безопасности. И НАТО входит в число адресатов российских предложений. Ничего удивительного в том, что наметилось восстановление отношений, возобновление диалога. Тем более что в НАТО приходит новый генеральный секретарь Расмуссен — и момент для улучшения отношений вполне благоприятный. В то же время эту встречу на Корфу не стоит переоценивать. Сама по себе она не решает проблем, коих накопилась масса. В Североатлантическом альянсе до сих пор высказывали удовлетворение развитием отношений по линии Совета Россия — НАТО. Но нас бы больше устроил выход на более масштабное сотрудничество. Совет Россия — НАТО все больше превращался не столько в консультационный орган, сколько в центр обмена информацией. Приезжал наш министр, высказывал озабоченность по тем или иным вопросам, наши партнеры выслушивали, тоже высказывались. И Совет превращался в зал для брифингов. Когда речь идет о наращивании отношений в военно-политической сфере, необходимо перестраивать отношения России с альянсом. Если все оставить как есть, мы будем обречены постоянно двигаться по одной и той же траектории: вверх-вниз, от замораживания отношений до их восстановления — и обратно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру