Медведева озадачил крейсер

Президент решил исправить отношения с Индией в Северодвинске

Повышение энергоэффективности российской экономики — вот тема, которую президент вынес на вчерашнее заседание Госсовета, которое решил провести в Архангельске. Но путь Медведева в Архангельск пролегал через Северодвинск.

Президент России прибыл на “Севмаш” на вертолете. Заводчане размахивали руками, раздавались женские крики: “Дмитрий Анатольевич, мы вас любим”. “Привет”, — отозвался Медведев.

Первым делом по приезде с красными розами в руках он направился к монументу воинской славы. И возложил их к подножию статуи богини Ники (кстати, сделана тоже на “Севмаше”), к каменным табличкам с именами работников завода, ушедших на фронт и не вернувшихся из боя. Среди них — Савва Пикуль, отец знаменитого писателя Валентина Пикуля.

На том берегу Никольского залива, где стоит “Севмаш” (на противоположном — “Звездочка”, судоремонтное предприятие), разместились два многострадальных объекта. Платформа “Приразломная” уже через пару лет должна добывать нефть в одноименном месторождении Печорского моря (бассейн Баренцева). Она была заложена еще в 1995 году. С тех пор сменилось несколько заказчиков и инвесторов. Теперь “Приразломной” занимается “Газпромнефтьшельф”.

 “Севмаш” грозится в следующем году отбуксировать ее в Мурманск. Там “Приразломная” получит 120 тысяч тонн бетонного балласта и в 2011 году отправится на место добычи “черного золота”. Президенту рассказали об уникальности проекта: выдерживает ледовое поле, материалы и оборудование могут работать при температуре до минус 46. “Срок эксплуатации — 25 лет”, — заявляют на “Севмаше”. Правда, учитываются ли 14 лет стройки и перестройки платформы, не уточняют.

Рядом с “Приразломной” стоит на воде тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Горшков”, а точнее — “Викрамадитья” (в переводе с индийского “могущественный”), в 2004-м он был передан Россией Индии. Бесплатно. Но на условиях того, что ремонтироваться будет у нас. За что и взялся “Севмаш”. Сдача планировалась в 2008-м. Не сложилось. По контракту индийская сторона должна была заплатить 617 миллионов долларов. Но потом выяснилось, что необходимо 2 миллиарда.

 “Промахнулись?” — спросил президент. “Промахнулись. В несколько раз”, — согласился гендиректор “Севмаша” Николай Калистратов. Он объяснил, что в России подобное делается впервые. Недооценили сложность работ… Да и индийские друзья химичат: “Сначала просили “Жигули”, а теперь хотят “Мерседес”. “Надо считать, что это первый очень трудный опыт. Нужно заканчивать и сдавать партнерам. Потому что в противном случае будут очень тяжелые последствия”, — сказал президент. И сурово резюмировал: “Зачем подписывали? В результате всем приходится оправдываться: вам — передо мной, мне — перед индийскими коллегами”.

“Творенье, труд и доблесть наша — прими Россия от “Севмаша” — висит растяжка в одном из цехов завода. В 55-м цехе высотой в 89 метров и длиной в полкилометра сейчас строятся три подлодки, которые и продемонстрировали президенту. Две следующих должны быть заложены уже 26 июля — на день ВМФ и 21 декабря — на 70-летие “Севмаша”. Как рассказал “МК” один из работников завода, “оборонный заказ стабильный, поэтому лодки строятся быстрыми темпами”. Кризис до “Севмаша” не добрался (по крайней мере, так утверждают рабочие). Зарплату, которая в среднем составляет 20—26 тысяч рублей, платят вовремя. Правда, в 80-х годах на “Севмаше” работало 45 тысяч человек, а теперь только 27 тысяч. Но виной тому отток населения из Северодвинска. А не нынешний кризис.

На момент подписания номера ни одно из намеченных совещаний еще не началось.

Северодвинск. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру