Лампочка Анатольевича

Президенты Медведев и Рахмон запустили ГЭС

Возможно, скоро электричество появится в каждом таджикском доме. За это глава Туркменистана Эмомали Рахмон сердечно благодарил Дмитрия Медведева и поздравлял весь свой народ с этим “знаменательным событием”.

Местечко Сангтуда находится в 110 км к югу от Душанбе. Добираться туда — не меньше трех часов. Президенты собирались торжественно запустить, по признанию обоих, “крупнейший проект российско-таджикистанского сотрудничества за последние годы”, Сангтудинскую ГЭС-1 (что на реке Вахш), рано утром. А потому кортеж с журналистами двинулся из Душанбе ночью. Дорога не освещалась, и приходилось лететь по ней “на ощупь”. На трассу то и дело выбегали ослы. Устранению этой проблемы (не ослов, конечно, а отсутствия освещения) и призвана помочь Сангтудинская ГЭС.  

Весь поселок, включая белобородых старцев и босоногих детей, едва рассвело, высыпал на улицу. Окрестные горы были усыпаны сотнями разноцветных флажков. “Вода — источник жизни” (“Об манбал хайёт аст!” — на местном). Такие растяжки тоже красовались на горах. Оставалось только догадываться, при помощи чего, а самое главное — кого, были натянуты эти полотнища.  

На самом деле Сангтудинская ГЭС — долгострой, тянущийся еще с советских времен. Начатое было в 80-е годы возведение забросили в начале 90-х вместе с развалом Союза. Сейчас же ГЭС вовсю запруживает воды реки Вахш — работает 4 гидроагрегата по 167,5 Мвт каждый. (Этого добились за 4 года российские компании.) Может, в глобальном масштабе это не так и много, но Таджикистану хватает. “Теперь электричество придет в каждый дом. Даже если на улице будет минус 25”, — радовался в разговоре с “МК” (и это в XXI веке!) один местный житель.  

Пока председатель правления “Интер РАО ЕЭС” Евгений Дод и 1-й вице-премьер Таджикистана Асадулло Гуломов подписывали акт госприемки ГЭС, Рахмон указывал Медведеву на красоты станции. При достаточно компактной по российским меркам плотине — высота 70 м, длина полкилометра — здание с самими гидроагрегатами больше похоже на дворец средней руки. Над входом — витраж, на котором изображена счастливая таджикская семья с цветами. Президенты подошли к пульту управления и “запустили” работающую уже в полном объеме с мая Сангтудинскую ГЭС, нажав каждый на свою зеленую кнопку. Оставив агрегаты выполнять свою работу, главы государств взяли в руки лопаты и посадили дерево (местные рассказали “МК”, что когда начинаешь что-то новое, нужно обязательно сажать “голубой ель”). Очень кстати: с зелеными насаждениями в поселке беда.  

Речи президентов сводились в основном к заверениям в истинной дружбе. “Тысячи уз связывают нас с Россией”, — вдохновенно вещал Рахмон. “Тысячи незримых нитей, это правда”, — соглашался Медведев. Наш президент отметил, что за последние два десятилетия не было ничего подобного в отношениях между двумя странами. А Рахмон назвал Сангтудинскую ГЭС “монументом дружбы”.  

Станцию можно, в сущности, считать российской на территории Таджикистана: больше 84% акций — в руках российских компаний. Кстати, еще в четверг вице-премьер Игорь Сечин отметил, что слышал, будто в Таджикистане собираются переходить на энергосберегающие технологии. И предложил подумать о совместном предприятии по производству экономичных лампочек. Эмомали Рахмон горячо поддержал инициативу. Он сообщил, что с 1 октября Таджикистан как раз хотел отказаться от энергоемких источников света. А Медведев напомнил, что Россия взяла курс на энергосберегающие технологии: “Мы этим занимаемся и приветствуем решение Таджикистана делать это и у себя”.  

После окончания всех мероприятий в Таджикистане Дмитрий Медведев отправился в Киргизию — на неформальный саммит стран ОДКБ в городе Чолпон-Ата.
Душанбе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру