Море поделили поровну

Медведев поставил точку в переговорах длиной в сорок лет

Медведев поставил точку в переговорах длиной в сорок лет
Президент с королевой, первая леди — с королем прошествовали на банкет при полном параде.
Во второй день визита в Норвегию Дмитрию Медведеву удалось решить проблему, над которой норвежские и российские переговорщики бились целых сорок лет. А именно: пополам поделить спорные территории в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Кроме того, российский президент просветил норвежцев по поводу конспирации в России и объяснил, почему он “против гласности”.

Вечером накануне переговоров чету Медведевых поджидала обширная культурная и развлекательная программа, которая прервалась разве что на встречу президента с норвежскими бизнесменами (их ДАМ пригласил в наш “инноград” в Сколкове). Главным пунктом программы, конечно, стал банкет в королевском дворце. На торжество в честь госвизита российского президента Харальд V и королева Соня пригласили 223 гостя — в том числе известного норвежского биатлониста Бьорндалена. Наша президентская чета также прибыла со “свитой”, состоящей из первого вице-премьера Зубкова, главы МИДа Лаврова, министра природных ресурсов Трутнева, министра связи Щеголева, а также губернаторов из соседних с Норвегией регионов. Попотчевать гостей организаторы решили блюдами как из норвежской, так и из русской кухни. На закуску подали копченого лосося и яичный крем. За ними последовали сельдь в ржаной панировке, свекла с горчицей и традиционным норвежским плоским хлебом — флаттбредом. В качестве горячего предложили говядину и... сосиски с картофельными котлетами (вот уж соригинальничали!). На сладкое же подали куда более традиционный апельсиновый десерт.  

Кроме того, королева вместе с супругой президента прогулялись по парку Вигеланда. При этом дамы контрастировали: если наша первая леди выбрала светло-серую гамму в одежде, то королева Соня оделась по-весеннему ярко — в оранжевое пальто и синюю шляпку. Вместе они посетили и Национальную галерею норвежской столицы.  

Президенту же была приготовлена музейно-мемориальная программа. Сначала Медведев, сопровождаемый Харальдом V, возложил венки к монументу в крепости Акерсхюс — главному памятнику норвежцам, погибшим во время Второй мировой. Проехав через площадь, король и президент оказались в музее Вооруженных сил Норвегии. Здесь ДАМ не только послушал рассказ об идентификации останков советских военнопленных, но и наградил норвежских ветеранов, которые бок о бок воевали с нашими. Чуть позже старые солдаты вместе с президентом и королем выпили за здоровье и общую победу.  

О гостеприимных короле и королеве у четы Медведевых останется память — портрет их самих и хрустальные подсвечники. Такими подарками норвежские монархи ответили на презенты президентской четы — украшенный резьбой бивень мамонта, документальный фильм об истории норвежской монархии и кофейный набор в русском стиле.  

Во второй день визита в Осло российский президент был занят переговорами с премьер-министром Норвегии Енсом Столтенбергом. Закончились они неожиданно: переговорщики объявили о решении проблемы, над которой работали сорок лет. А именно — договорились о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Речь — о принадлежности запасов нефти, обнаруженных на этой территории.  

— Спорная зона площадью в 175 квадратных километров поделена между Россией и Норвегией на две равные по значению части, — заявил премьер Норвегии.
Между тем обе стороны еще до начала визита говорили, что он не приведет к договоренностям. Поставить точку в споре вряд ли получится, рассуждал Дмитрий Медведев. А в норвежском МИД накануне визита заявляли: якобы делить море и океан еще рано.  

Зачем же переговорщики до последнего держали всех в неведении? “У нас в России традиции конспирации очень глубокие. Мы это умеем делать”, — объяснил иностранцам ДАМ. “Норвежцы тоже умеют хранить секреты”, — добавил Столтенберг.  

Кроме вопросов конспирации норвежские СМИ интересовали и проблемы гласности в России. “Я против гласности, — вдруг ошарашил журналистов Медведев. — Это плохой термин. Необходима свобода слова, а гласность — это паллиатив, изобретенный в советские времена для того, чтобы не давать этому явлению правильного наименования”. Кроме того, он намекнул, что вопросы, связанные с правами человека, в РФ способны решить без посторонней помощи.  

Из Осло Медведевы, продолжая нордическое турне, вылетели в Копенгаген. Это будет первый визит российского лидера в королевство за последние 50 лет — последним там был генсек ЦК КПСС Никита Хрущев в 1964 г. Как и в Норвегии, чета оказалась в Дании по приглашению коронованной особы — королевы Маргрете II, имеющей в родословной несколько русских родственников.

МЕЖДУ ТЕМ

Накануне визита в Копенгаген российский президент дал интервью Датской радиовещательной корпорации:  

О том, какое “лицо” должна иметь новая Россия. “Такое, как у меня сейчас, — улыбающееся... Но и нам должны улыбаться. Мы не должны ни на кого скрежетать зубами, злиться, дуться, считать, что нас обижают, затирают куда-то, заталкивают в угол, а мы на это реагируем каким-то образом”.  

О своем отличии от Путина. “Конечно, у нас, несмотря на близость многих установок, разный опыт, разные представления о нюансах развития нашей политической системы... Мы представляем не, скажем, левый и правый фланг — вот между ними, наверное, координация была бы странной. Тогда сказали бы: а чего это они там консультируются и выбирают единого начальника, как это в некоторых случаях бывает...”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру