Антигитлеровская репетиция

Иностранцы прошлись по брусчатке Красной площади, а наши проехались и пролетели над ней

Иностранцы прошлись по брусчатке Красной площади, а наши проехались и пролетели над ней
10,5 тысячи российских военнослужащих и около 1 тысячи представителей государств СНГ и стран антигитлеровской коалиции — Великобритании, Франции, США, а также Польши — приняли вчера участие в последней генеральной репетиции юбилейного парада на Красной площади. По ее брусчатке проехало 159 единиц военной техники, а в небе над Москвой пролетели 127 самолетов и вертолетов. Несмотря на то что один из ракетных комплексов “Искандер” заглох на Тверской, так и не сумев добраться до Красной площади, в целом оценка готовности к параду высокая, в чем сумел лично убедиться журналист “МК”.

К восьми утра сотни людей, выходя из метро, натыкались на заграждения. Показывая пальцем на офисы, кафе и магазинчики, они повторяли: “Я там работаю”. Но в ответ от сержанта слышали только: “Есть пропуск, заверенный ФСО? Нет? Значит, у вас сегодня выходной”.  

Выходной поначалу обещали и журналистам. Но через час над ними все же смилостивились и перебежками повели по пустынной Варварке, где в допотопных военных “пазиках” дожидались начала репетиции иностранные участники парада. Возле биотуалетов на обочине стояла интернациональная очередь. Таджики, англичане, узбеки и французы в золоченых мундирах общались на какой-то странной смеси языков.  

Репетиция началась вместе с боем курантов ровно в 10.00. Под марш “Вставай, страна огромная” на площадь вынесли флаг России и Знамя Победы. Трибуны встали.

Генералов на генеральной репетиции было много. На ГУМе смонтировали огромный плазменный экран, куда проецировалось все происходящее. На нем с любой точки было видно, как министр обороны Анатолий Сердюков выезжает из Спасских ворот Кремля в новом автомобиле марки “ЗИЛ”. В специальной мастерской в Москве к 9 Мая были заказаны три таких машины: две — для проезда по Красной площади и одна — резервная.  

После традиционного приветствия войск министр должен был отрапортовать о готовности Верховному главнокомандующему, но на репетиции его не было. Поэтому вслед за тем, как диктор объявил речь президента, на площади воцарилось долгое молчание.  

— Хоть бы музыку включили, — заметил какой-то офицер. — Когда мы репетировали в Алабине, на речь президента отводилось 2 минуты. Это был наш законный перекур.  

На сей раз тишина затянулись минут на восемь, но перекуров никто не устраивал. За все время этой паузы ни министр обороны, ни генералы на трибуне даже не шелохнулись, словно президент и вправду, незримо присутствуя, произносил речь.  

Торжественное прохождение войск открыла рота барабанщиков Московского военно-музыкального училища, историческую часть парада — знаменные группы со штандартами фронтов: Белорусского, Украинского, Прибалтийского… Следом в алфавитном порядке шли военнослужащие стран СНГ, находящиеся в сложных взаимоотношениях, Азербайджан и Армения, маршировали рядом.  

Командир батальона аскеров из Туркмении появился, как и обещали, на белом ахалтекинце — потомке того самого жеребца, на котором выезжал из Спасских ворот во время памятного исторического парада 1945 года маршал Жуков. Только этот жеребец оказался похлипче. Ему, видимо, не понравилась громкая музыка маршей, и он бешено косил лиловым глазом на трибуну, все норовя идти не прямо, а боком.  

Вслед за ним появился российский кавалерийский полк. Наши лошади были куда покладистей. Все, как одна, гнедые с перевязанными синими лентами ногами. “Эти лошадки часто снимаются в фильмах о войне, — сказал один из офицеров, — им ни марши, ни стрельба не страшны”.  

Несмотря на то, что многие опасались, что иностранным военным будет сложно приноровиться к русским маршам, гости показали на репетиции безупречную выучку. Из наших лучше всех смотрелись десантники. После прохождения каждой из колонн министр обороны делал какие-то замечания стоящему рядом с ним офицеру, и он тут же вносил их в тетрадь. Значит, в оставшиеся до парада дни военным еще будет чем заняться.  

Из явных ошибок бросилась в глаза лишь одна. Проход по Красной площади военной техники должен был уложиться в 12 минут, но он затянулся. В результате, когда в небе появилась авиация, никто даже не заметил, что одновременно с ней по брусчатке движутся наши знаменитые комплексы “Тополь-М”. Самолеты забрали все внимание зрителей на себя. Их эффектному появлению не помешала даже плохая погода.  

Помощник главкома ВВС подполковник Владимир Дрик рассказал “МК”: “Высота облачности над площадью порядка 600 метров. Боевые порядки пойдут на высотах от 100 до 500 метров, в среднем — 300. Трудность в том, что в районе Клина, где начинается построение в боевые порядки, самолеты с разных высот сходятся на одну. Для этого они должны пробить облачность. Когда из-за облаков нет визуальной видимости, это сделать нелегко. У нас, правда, есть запасной вариант для непогоды, который позволяет сократить число самолетов, но главком ВВС принял решение работать в полную силу.  

Сам главком ВВС Зелин на трибуне среди генералов так за все время и не появился. В тот день у него был день рождения, но, несмотря на это, он находился на командном пункте, который организовали прямо на Спасской башне, и оттуда управлял полетами.  

Как только все 20 авиационных групп завершили пролет, а музыканты сводного военного оркестра промаршировали по брусчатке, начался дождь.
— 9 мая надо будет взять зонтик, — сказал спускающийся с трибуны ветеран, — тоже ведь может пойти дождь.  

— Не может, — твердо сказал помощник главкома ВВС подполковник Дрик, — будем разгонять облака. Наши самолеты уже стоят под парами.

9 мая туркменский командир роты почетного караула проедет по Красной площади на белом коне. 11-летний ахалтекинский скакун Гырат — прямой потомок жеребца Араба-Казбека, на котором 24 июня 1945 года принимал Парад Победы Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Свое имя Гырат получил в честь крылатого коня, верного друга героя туркменского эпоса Героглы. Чистокровного скакуна доставили самолетом в Москву еще в конце апреля. Он содержится на территории конноспортивного клуба ЦСКА под присмотром конюхов и ветеринаров. На репетиции парада его привозят в специальном прицепе-коневозке. Говорят, скакун показал себя на репетициях замечательно. Его не пугают ни оркестр, ни грохот техники. Ведь Гырат постоянно участвует в парадах у себя на родине, в Туркмении.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру