“Мистрали” встали на конкурс

Россия неожиданно объявила тендер на постройку вертолетоносцев

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков в прошлую пятницу в Ереване сообщил журналистам, что Минобороны все-таки “объявило международный тендер на постройку вертолетонесущего корабля”. Как известно, ранее военные говорили как о свершившемся факте о покупке французского вертолетоносца “Мистраль”. И не одного, а двух. Еще два наши судостроители должны были делать совместно с французами. И вот теперь вдруг заговорили о каком-то тендере? Стоит ли за этим пересмотр позиций Минобороны в сторону отечественного производителя или это просто игры в демократию и формальная дань закону — здесь эксперты во мнениях расходятся.
Россия неожиданно объявила тендер на постройку вертолетоносцев
Советский вертолетоносец “Москва”, спроектированный как противолодочный корабль, вступил в строй в 1967 году. Затем был “Ленинград”, а производство третьего корабля свернули.

Российские судостроители с самого начала были недовольны столь однозначной позицией военных, заявивших о покупке французского “Мистраля”. Эксперты в один голос заявляли: то, чем так поразил наших генералов этот корабль — его электронная начинка и система управления, — им все равно не достанутся, так как это является секретом НАТО. В результате за бешеные деньги мы получим гору железа, которое на наших заводах можно было бы построить куда дешевле.


В частности, гендиректор ОАО “Адмиралтейские верфи” Владимир Александров (Санкт-Петербург) уверяет, что готов построить на своих мощностях вертолетоносец за 38—42 месяца, если “нам поручат”. Но в том-то и дело, что российские флотоводцы грезят почему-то исключительно о французском корабле, хотя про него нет ни слова ни в программе вооружений, ни в других военных документах и бюджетах, и о котором еще год назад никто даже и не вспоминал. Зачем вдруг столько вертолетоносцев понадобилось нашим военным сейчас и где они их собираются применять — на эти вопросы они отвечают неуверенно. А при этом стоимость только одного корабля — порядка 600 млн. евро.


Естественно, российские судостроители на всех уровнях, в том числе и самых высоких, не раз высказывали в связи с этим недовольство: почему вы загружаете такими заказами французские заводы? А как же мы?


Возможно, поэтому военные и были вынуждены поиграть в игры с тендером. И вот теперь три российских предприятия — калининградский “Янтарь”, дальневосточная “Звезда” и петербургские “Адмиралтейские верфи” — примут участие в конкурсе. При этом, по словам представителя Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игоря Рябова, “скорее всего два из них в кооперации с иностранными партнерами”, хотя “пока предложения для участия в тендере ОСК не получила, в настоящее время разрабатываются только условия для его проведения, для чего создана специальная комиссия при Минпромторге”.


Но многие эксперты считают, что комиссии и тендеры — это лишь формальности. Победитель уже давно известен и без них — это Франция. Вопрос лишь в том, с какими из российских предприятий она захочет иметь дело. Вот, к примеру, что об этом говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан ПУХОВ:


— Конечно, решение об объявлении открытого международного тендера представляется единственно правильным. Но при отсутствии в России опыта проведения таких конкурсов в условиях, когда нет отработанных формальных тендерных процедур, выбор победителя может серьезно затянуться. Теоретически в тендере могут принять участие еще испанцы с универсальным десантным кораблем Juan Carlos I и Голландия с десантным вертолетным кораблем-доком Johan de Witt. Однако эти корабли содержат системы производства США, которые наверняка наложат запрет на их передачу в Россию. Поэтому французское предложение априори представляется фаворитом тендера.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру