С самого начала было всем ясно, что введение утилизационного сбора в 5% (на ряд иностранных грузовиков он дорос до 400 тыс. рублей) – это компенсация снижения импортной пошлины на зарубежные автомобили. Напомним, что к 2009 году импортные пошлины на машины составляли 25% от таможенной пошлины. Плюс имортный НДС в 18%. Так что любая иномарка, пересекая российскую границу, дорожает минимум раза в полтора.
В результате многолетних переговоров с ВТО договорились, что после официальной даты вступления в течение 7 лет Россия снижает эту пошлину с 25% до 15%. То есть, к 2019 году. Однако в ходе мирового кризиса пошлину подняли до 30%. Это ВТО сразу не понравилось, так как величина предельных ставок импортных пошлин фиксируется в ходе переговоров. Но в ответ было обещано сразу же после вступления в ВТО пошлину вернуть к прежним 25%.
Так 1 сентября 2012 года и сделали. Но тут же ввели пресловутый утилизационный сбор в 5%. Сколько убрали, столько и добавили.
ВТО было просто в шоке – грубый, прямолинейный обман, до этого в ВТО не применявшейся Пришлось обещать распространить эту практику и на российских производителей. Было, в частности, обещано, что до 1 июля 2013 года Госдума примет соответствующий закон. Но он так принят и не был.
В ответ ВТО пригрозила судебными преследованиями. Это было заявлено 9 июля. Но при этом опять России облегчили нашу участь. По правилам ВТО, противоборствующим сторонам дается два месяца, чтобы договориться миром (в нашем случае он истекал 7 сентября). Но и этот срок был сорван.
Поэтому когда 8 октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о распространении утилизционного сбоар и на российские предприятия, было уже слишком поздно. Хотя второе и третье чтения должны состояться уже на следующей неделе.
Почему законопроект, внесенный правительством 31 мая, дождался рассмотрения в зале заседаний лишь сейчас? «Парламент есть парламент»,- глубокомысленно произнес по этому поводу замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Можно подумать, что наш парламент не показывал неоднократно чудеса скоростного (за неделю!) принятия гораздо более объемных и сложных законов! Правительство, если бы хотело или считало нужным, вполне могло бы настоять на оперативном или хотя бы чуть более оперативном решении вопроса. Но оно этого почему-то не сделало, хотя претензии к России в ВТО сначала Евросоюз, а потом и Япония предъявили почти сразу же после того, как оговоренные сроки истекли.
Кстати, в заключении думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии (он — профильный) говорится, что введение обязательного утилизационного сбора для всех потребует создания «эффективной компенсационной системы мер господдержки российского автопрома». Сейчас более 400 российских компаний включены в реестр организаций, принявших на себя обязательство обеспечить безопасную утилизацию отслуживших свое автомобилей (таким было условие освобождения от уплаты сбора), и компенсации им необходимы, говорят в Комитете, иначе производители найдут их в кармане покупателей. Причем принятый в первом чтении документ требует платить утилизационный сбор и с транспортных средств, которые размещены в Калининградской области под таможенные процедуры после 1 июля 2013 года, и с тех, что попадают в Россию с территории Белоруссии и Казахстана, стран- членов Таможенного союза.
И вот Комиссия ЕС направила в ВТО запрос на созыв специальной панели арбитров для разбирательства с Россией, дав понять, что прошедшие несколько месяцев переговоров не позволили урегулировать вопрос без суда. Директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, комментируя ситуацию журналистам, назвал это шаг «сколь неожиданным, столь и необьяснимым». По его словам, «запрос ЕС, видимо, будет рассмотрен на заседании органа ВТО по разрешению споров 22 октября или в ноябре, и Россия будет участвовать в этой процедуре».
Причиной второго иска ЕС к России в рамках ВТО, как стало известно 10 октября, может стать «молочный» конфликт с Литвой — вернее, запрет Роспотребнадзора на ввоз молочной продукции из прибалтийской республики.