Семь бед - один бюджет

Выиграет ли кто-нибудь от “новой социальной политики” российских властей?

В последнее время кабинет министров дружно “переквалифицировался” в хирургический. То деньги на культуру из проекта бюджета ампутирует, то “развитие села” отчекрыжит…  

В числе прочего “консилиум” чиновников решился на крупную операцию: вложения в развитие транспортной системы в ближайшие три года урежут почти в три раза. А чем не выход: чтобы народ трассы не перекрывал и Белый дом не шантажировал, можно уменьшить количество дорог до минимума!  

Всего за год правительство успело пройти несколько стадий отношения к кризису. На первой утверждалось, что его в России нет вообще. На второй — кризис есть (и в этом виноваты американцы), но нас спасет Резервный фонд. На третьей стадии выяснилось, что Резервный фонд не столь велик и его хватит только на затыкание дыры в бюджете-2010 (3,2 трлн.). А потому придется класть госрасходы на операционный стол и чем-то жертвовать. “Но не пенсионерами!” — отрезал премьер Владимир Путин и “забронировал” на социалку свыше 70% бюджета-2010. Словом, кабмин идет ва-банк и рискует пациентом (экономикой), лишь бы избежать социального взрыва. Теперь, наверное, стоит опасаться четвертой стадии. На которой выяснится, что пациента “нечаянно” зарезали, а пенсионерам при этом жизнь не облегчили…


Эх, дороги...

На российских дорогах царит “расхлябанность”, пенял российский президент, реагируя на серию ДТП, каждое из которых уносило жизни пяти человек и более. Не проходит и недели — из Белого дома приходят вести о сокращении расходов на федеральную целевую программу “Развитие транспортной системы” почти в три раза! Мягко говоря, своеобразный ответ на пожелания главы государства…

Наибольшие потери понесут вложения в дороги, “кривизна” которых — одна из главных причин большинства аварий… До этого стало известно, что ФЦП по безопасности дорожного движения тоже пострадала, хоть и в меньшей степени — на 35%. Между тем, как говорится, было бы что резать. Первое место в рейтинге стран с наибольшим количеством смертей на дороге наше уже сейчас. Как заявлял недавно Медведев, экономические потери страны из-за автоаварий составляют свыше триллиона в год.  

ФЦП “Развитие транспортной системы РФ” на 2010—2015 гг. Минтранс как раз преподносил как спасение от высокой аварийности, бездорожья, а заодно и низкого транзитного потенциала. На отрасль государство собиралось потратить 4,65 трлн. руб. за пять лет. В среднем по 650 млрд. должно было направляться на капремонт и строительство автодорог. Но кризис разрушил эти планы. В результате сумма, которую планировали потратить за год, растянется на целых три.  

Пострадали даже ЦКАД и распиаренная Москва—Санкт-Петербург — сроки их введения будут переносить. А вот имиджевыми — “олимпийскими” — трассами пожертвуют в наименьшей степени, обещают источники в правительстве. Речь о М-4 “Дон” (605,7 млрд. руб. на пять лет реконструкции) и участке трассы Джубга—Сочи до границы с Грузией (43,4 млрд. руб.). Впрочем, и сама сочинская Олимпиада вкупе с другим супердорогим проектом — саммитом АТЭС — не попала под сокращение. Берегут чиновники и еще один принципиальный проект — систему ГЛОНАСС (а то как же путинской собаке Кони обходиться без патриотического спутникового ошейника?). Это одна из немногих ФЦП, которая не пострадает.  

— Эффект для экономики от развития ГЛОНАСС, мягко говоря, и рядом не лежал с эффектом от строительства дорог и развития коммунальной инфраструктуры, — сказал “МК” директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Мы проводили исследование на тему отдачи от подобных вложений. И проследили, как деньги через инфраструктуру расползаются по всей экономике и вместе с тем стимулируется спрос.  

Каждый рубль, затраченный на дорожное строительство, приносит дополнительный “деревянный” производству. Это уже не говоря о новых рабочих местах. Неспроста страны “двадцатки” отдали треть своих антикризисных пакетов на инфраструктурные проекты. В США на автодорожную отрасль в 2010 г. решено потратить на 50% больше, чем планировалось (здесь помнят опыт выхода из Великой депрессии). Что касается развивающихся стран, то они вовсе бросили на инфраструктуру в среднем половину всех госзатрат. Такой ход далеко не свежее открытие — по новым дорогам издавна принято выезжать из кризиса.  

Но у нас собственные традиции и особый путь. Как водится, в ямах и колдобинах.  

На фоне такого отношения к дорогам особенно четко прослеживается вторая российская беда... В следующем году дотационные регионы не смогут позволить себе даже ремонт дорог, предрекает движение автомобилистов “Свобода выбора”. Такими темпами российской глубинке, наверное, придется переходить на натуральное хозяйство… Уже сейчас даже федеральные трассы соответствуют современным дорожным нормам только на 37—38%.  

— Режутся проекты, которые не дают быстрой отдачи, — объясняет директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов. — Однако как сокращение трат на транспортную отрасль увязывается с рекламой высокоскоростных магистралей? И с госпожой Матвиенко, рекламирующей скоростной поезд?  

Есть во всем этом “обрезании” только один плюс — быть может, меньше средств налогоплательщиков будут разворованы? Ведь дорожное строительство давно славится самым высоким уровнем взяток в экономике (50% денег уходят “не туда”, подсчитали эксперты). Километр российской четырехполосной дороги обходится на $10 млн. дороже, чем китайской ($2,9 млн. за км). На столько завышена стоимость строительства…

Список “оперируемых”

Параллельно, по еще одной сложившейся традиции, мы вбухаем не один миллиард в почти неконкурентоспособные предприятия. Что обложит “неизбранный” бизнес и население дополнительным налогом в пользу “списка опекаемых”.  

Между тем в антикризисной программе (новом “плане Путина”) черным по белому написано: “Кризис — это возможность освобождения экономики от неэффективных производств”. Однако антикризисные меры, как уже писал “МК”, чудесным образом испарились из проекта бюджета, преобразовавшись в “иные расходы”. Символично…  

В предполагаемых гостратах записано что угодно, но только не модернизация. Под скальпель ляжет Инвестфонд, а самой пострадавшей статьей расходов в бюджете окажется “Национальная экономика”. Ее финансирование сократится более чем на четверть, пока неофициально делятся в правительстве.

Госстройки массово замораживаются. Сельчане, которых неустанно ездит лично поддерживать премьер и чуть реже президент, тоже потеряют. Нож завис над программой “Социальное развитие села”. Одновременно объем средств, направляемых в регионы, уменьшится с 1,175 трлн. руб. в 2009 году до 1,001 трлн. в 2010-м. При этом в первую очередь пострадают субсидии предприятиям (не попавшим в список избранных). 

А ведь 285 млрд. руб. на саммит АТЭС во Владивостоке — это годовой бюджет целой отрасли или нескольких немаленьких регионов. А по сути — затратный проект с небольшой смысловой нагрузкой для экономики…  

Кроме вышеперечисленных имиджевых проектов по понятным причинам не стали экономить на обороне. Даже произойдет рост расходов — с 1,212 трлн. руб. в 2009 г. до 1,219 трлн. руб. в 2010 г. Однако слегка странным выглядит тот факт, что на фоне всероссийской экономии правительство спасло от повышения налогов газовую отрасль. Причем в последний момент — перед заседанием правительства, на котором согласовывались основные параметры бюджета. “Газпрому” удалось убедить кабмин, что на экспорте газа удастся заработать больше, чем предполагалось. А если не удастся? В любом случае чиновники, вынужденные резать по-живому, как-то слишком легко отказались от дополнительного источника средств. Что не вяжется с кризисной кампанией собирания с миру по нитке (например, акцизы для пива повысят в три раза, а сам напиток подорожает на 7—8 руб. за пол-литра). “Лоббизм”, — соглашаются с “МК” эксперты. В последний момент удалось отстоять свои права и водочникам: теперь, как предсказывает алкобизнес, бутылка должна будет подорожать в среднем не на 30—40 руб., а где-то на 10.

Надбавка пенсионерам сведется к нулю

Однако тут можно веско возразить: но ведь зарезав инфраструктурные проекты и прочее развитие экономики, правительство спасло пенсионеров! Тут, казалось бы, огромный плюс: социалка ампутации не подверглась. И даже наоборот: на эти цели, как заявил Путин, пойдет более 70% бюджетных расходов в 2010 году. За следующий год пенсия вырастет на 46% по сравнению с концом нынешнего и составит в среднем 8408 рублей. Но по средствам ли шиканули? Выполнение обещаний пенсионерам приведет к образованию колоссальной дыры в Пенсионном фонде в 1,7 трлн. Именно туда в течение 2011 года и засосет Фонд национального благосостояния. Пока резервы не закончились, правительство вроде бы может позволить себе такое расточительство, как повышение пенсий и финансирование безнадежно убыточных предприятий. А что потом?  

Наращивая социальные обязательства, мы оказались в ловушке, считает научный руководитель Института национальной стратегии, доктор экономических наук Никита Кричевский. Доходная база бюджета неминуемо будет сокращаться: падает деловая активность, а значит, и собираемость налогов. Перечисления в Пенсионный фонд рискуют составить 30% расходов бюджета. Для начала пенсии “поглотят” Фонд национального благосостояния (вторую “кубышку”). А затем власти начнут, как говорится, изыскивать способы разжиться деньгами.  

“Нет денег — напечатаем”. Уже в следующем году стране придется спасаться за счет эмиссии — включения печатного станка, считает Кричевский… Неизбежна и новая девальвация нацвалюты.  

Оба этих фактора дадут пинок инфляции. В результате пенсионную прибавку съест рост цен и тарифов на услуги. В итоге старики, предсказывает эксперт, будут получать столько же, сколько и сегодня. А остальные слои населения только проиграют. Например, глава Минфина недавно отрезал: бюджетникам зарплаты пока повышать не будем. Пока не до них.  

“Занять у своих”. Правительство, конечно, рассчитывает занять на внутреннем рынке. Но реально ли разместить российские гособлигации сразу на $60 млрд., когда реальный сектор “сосет лапу”? Характерно, что пока планы по наращиванию внутренних займов терпят фиаско. За последние полгода бюджет получил от них всего 0,7 млрд. руб.  

“Налоги на воздух”. Конечно, попробует государство и налоговую палочку-выручалочку. В частности, в июле парламент утвердил закон о замене со следующего года единого социального налога страховыми взносами. Пока ставка останется на прежнем уровне, но с 2011 года она вырастет до 34%. Но и тут, согласно единодушным заявлениям “обиженных” бизнесменов, прогорит. Предприниматели уже навострили лыжи обратно “в тень”. В результате налоговый “урожай” государство не обрадует — уменьшатся отчисления в и без того прохудившийся Пенсионный фонд.  

“ЮКОС снова в моде”. Попробуют власти и собрать в бюджет дань при помощи налоговых процессов. Нужны “определенные изъятия финансовых средств из экономики”, недвусмысленно объяснил не так давно Путин. Эксперты не поверили, что речь лишь об улучшении собираемости налогов. Уж очень удачно когда-то пополнили казну при помощи дела ЮКОСа. И очень кстати посыпались новые разоблачения бизнесменов. Недавно Счетная палата, например, обнаружила, что более 80% российского угольного экспорта идет через офшоры по заниженным ценам. Есть к кому “позвать доктора”!  

“Подайте на пропитание!” Ну и самый реальный способ, который, однако, посадит страну в еще большую яму. Придется распрощаться с одним из главных завоеваний путинской экономики — опять по уши влезать во внешние долги (такие планы уже есть). Но одно дело — занимать на развитие экономики. Другое дело — брать в долг на выполнение социальных обязательств. То есть на прокорм населения — как в “совке”. По прогнозу Кричевского, к такому удручающему сценарию мы придем уже в концу следующего года. Печатный станок врубят еще раньше.

* * *

Характерно, что все опрошенные “МК” эксперты согласились с тем, что наращивание социалки ни к чему хорошему в долгосрочной перспективе не приведет.  

— Как человек я за повышение пенсий хоть в два, хоть в три раза. Но как экономист вынужден признать, что от такого шага экономика не заработает, — говорит, например, экономист Игорь Николаев. — Пенсии следовало повысить, но не на столько. Оптимально — процентов на 20, чтобы компенсировать инфляцию.  

— Затеяли затратное повышение пенсий, которое не сопровождается серьезным реформированием пенсионной системы, — добавляет глава экспертной группы при Минфине Евсей Гурвич. — Главными факторами при формировании бюджета стали политические решения. Итогом, однако, будет замедление выхода из кризиса.  

Интересно, что в странах Евросоюза в условиях кризиса поступили ровным счетом наоборот — пожертвовали социалкой в пользу развития. Более того, в Великобритании отодвинута планка выхода на пенсию, о том же подумывают и в Германии. Международный валютный фонд — авторитетная организация — как раз рекомендует пока затянуть пояса и не наращивать социалку. Тут как в шахматах — партию выигрывает тот, кто просчитывает на несколько ходов вперед.  

На какие же фигуры все-таки рассчитывает правительство? А ничего нового за последние годы не придумали, единодушно ответили “МК” эксперты.  

— Из проекта бюджета торчат уши надежды правительства на то, что острая фаза кризиса завершится уже в следующем году, — говорит замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — Образ будущего связан с расчетом на быстрое восстановление прежнего уровня цен на нефть и прочие наши экспортные “сокровища”. При таком раскладе вкладываться в инфраструктуру необязательно. Сейчас выполним социальные обязательства, а через пару лет, как надеется правительство, все опять “отрастет”.  

А может, и нет. Например, Китай в последнее время активно наращивает свои сырьевые запасы и имеет все шансы загубить надежды наших чиновников на халяву. Впрочем, какая разница. Кроме обещаний новых доз нефтяного болеутолителя нашему “хирургическому” кабмину предложить все равно нечего.

КСТАТИ

Пока премьер “рекламировал” социальную ориентированность бюджета, регионы получили рекомендации социалку “оптимизировать”. Как уже писал “МК”, это обращение было опубликовано на сайте Минфина. Кроме того, региональные чиновники признаются, что получили недвусмысленные рекомендации от Минрегионразвития. Власти на местах взялись за дело с энтузиазмом и вовсю перевыполняют план. Например, власти Сочи с 1 августа отменили ежемесячную надбавку в 500 руб., которую получали 101 тыс. местных пенсионеров. В Краснодарском крае с того же дня сокращены льготы при проезде пенсионеров в автобусах пригородного сообщения. В Тобольске отменен бесплатный проезд для работающих пенсионеров в городском транспорте, а в Качканаре на два часа сокращено время работы детских садов.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру