Что такое московская школа сегодня?

Что такое московская школа сегодня?
24

В пятницу, 14 сентября, с 14.00 до 15.00 в редакции газеты «Московский комсомолец» прошла онлайн-конференция заслуженного учителя России Леонида НАУМОВА.
Новый учебный год только что начался, но многие школьники уже сейчас подыскивают репетиторов, чтобы хорошо сдать экзамены или перейти в другую школу. С какого класса нужно начинать готовиться к ОГЭ и ЕГЭ? Стоит ли переводить ребенка из одного класса в другой из-за более сильного, по мнению родителей, учителя?
 


Комментарии пользователей

  • Elena
    0

    Здравствуйте! Мой сын пошел в 11 класс, никаких бесплатных факультативов для подготовки ЕГЭ у нас нет, только за деньги можно договориться…Денег в семье не очень много. Скажите, имеем ли право на бесплатную подготовку в школе или это зависит от решения администрации школы?

    12 сентября 2018 в 18:42 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Подготовить к ЕГЭ на бюджетной основе - обязанность школы, бесплатно. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают это в учебном плане школы. В 10-11 классе, должны быть выделены дополнительные часы на изучение 2-3 предметов углубленно. Это могут быть разные предметы. Если в школе вообще нет углубленного изучения предметов, администрация школы не права. Кроме того, школа может организовать бесплатные факультативы для подготовки к ЕГЭ. В Москве такие ресурсы у школ точно есть, школы получают дополнительно деньги на образование, они зависят от рейтинга школы. Школа заинтересована в том, чтобы привлечь к этому значительную часть учеников, соответственно место в рейтинге вклада московских школ в качественное образование. Одновременно с этим, школа имеет право организовывать подготовку к изучению дополнительных курсов за деньги. Это не подготовка к ЕГЭ, а изучение сложных тем, задач, которые не попали в школьную программу или на них было отведено мало времени, а их нужно знать для изучения предмета. Темы, курсы, кружки, организованные на бюджетной основе не должны ставить своей задачей подготовку к ЕГЭ. Дополнительное образование может быть на бюджетной и внебюджетной основе. Нужно посмотреть учебный план 11 класса, который выложен на сайте школы. Посмотреть, какие предметы изучаются на бюджетной основе. Можно самостоятельно сравнить количество часов, выделенных на эти предметы в вашей школе, с рекомендованными. Школа обладает определенной автономией, но она создает свои планы на основе федеральных планов. Нужно узнать, точно ли нет занятий по подготовке к ЕГЭ, может они иначе называются. Многое зависит от администрации школы, но есть рамки, в которых администрация действует.

      14 сентября 2018 в 15:13 Ответить
  • Марина В.
    4

    Мои дети учатся в общеобразовательной школе в 8 и 10 классах, оба ребенка занимаются в кружках, но не в школе. Старший сын занимается теннисом, дочка ходит в художественную школу. C этого года в школе все факультативы стали платными и обязательными, но у детей времени нет на них, да и у нас лишних денег в семье нет на это, что можно предпринять по поводу этого? И законно ли поступает администрация школы?

    12 сентября 2018 в 18:57 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Факультатив может быть и платным, и обязательным. Это ошибка. Никто не имеет право вынуждать человека получать услугу за деньги, если он не хочет ее получать. Во-первых, платный факультатив оформляется договором между школой и родителем. Обязательным платный факультатив быть не может. Право родителей выбирать: платить или нет за факультатив. Во-вторых, все факультативы в школе не могут быть платными, школе выделяются большие деньги на организацию бесплатного допобразования. Школы отчитываются за эти деньги, там видно сколько детей в школе учится, сколько посещает бесплатные кружки. Школа не может сделать так, чтобы все учащиеся оказались на платных кружках, а на бесплатных никого нет. Нужно будет возвращать деньги в бюджет. Поэтому, мне кажется, нужно выяснить, какие кружки остались на бюджетной основе, и, если они вам интересны, то посещать их.

      14 сентября 2018 в 16:21 Ответить
  • Юлия
    2

    Здравствуйте! Я учусь в 10 классе и на следующий год заканчиваю школу, планирую поступать на гуманитарное направление, но пока не решила на какое точно. Думаю сдавать обществознание, историю, английский, но в школе у нас подготовка очень слабая и лучше нанимать репетитора. Как думаете, стоит ли оставить все выбранные мной предметы или лучше ориентироваться на один, максимум два, предмета по выбору? Смогу ли я хорошо подготовиться ко всем трем?

    13 сентября 2018 в 17:05 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      В вашем варианте, в 10-м классе нужно сосредоточиться на всех 3 предметах. Подготовка по ним посильная задача. Наличие этих предметов в числе предметов по выбору дает возможность выбрать предпочтительный вуз. В 10-м классе стоит оставить все 3 предмета. Если отказываться от какого-то предмета, не раньше 11-го класса. Когда станет понятно на какую специальность вы будете поступать. Нужно оставлять себе возможность выбора как можно дольше. Если это не получится, от одного нужно отказаться. Из трех надо оставить 2. Я бы рассмотрел возможность, как совет, сдачи математики на базовом уровне, либо в 10-м классе, либо в 11-м досрочно, чтобы сэкономить время и уделить внимание профильным предметам. Математику на базовом уровне вы сдадите, но не сможете ее использовать для поступления в вуз.

      14 сентября 2018 в 16:20 Ответить
  • Татьяна
    3

    Мой ребенок учится в 8 классе, хорошо идут как гуманитарные, так и точные науки. В 9 классе у нас в школе идет разделение, сам ребенок не знает, что ему наиболее интересно изучать. Леонид Анатольевич, Вы как педагог, что можете посоветовать? Как мне помочь ребенку с выбором направления?

    13 сентября 2018 в 18:30 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Все происходит правильно: в 9-м классе должна быть предпрофильная подготовка. Хорошо, что она у вас началась и ребенок успешен. Надо быть честным перед собой: если вас устраивает любой выбор ребенка, это прекрасно. Важно, чтобы в конце пути в 10-м, 11-м классе вы не начали навязывать ребенку свое решение. Как это сделать? Необходимо и ваше усилие, и помощь психологов. Надо понять, что в 9-10-11 классе уходит старое представление об успешности, которое было у ученика, который хорошо учился. В старшей школе необходим интерес ученика. Не просто успешность, а именно интерес. И он будет ключевым фактором при изучении предметов. Надо с ним поговорить, попытаться понять, что для него представляет интерес. Если это не произойдет, нужна помощь психолога. Такие службы есть, они помогают определить склонность ученика. Я бы рекомендовал ребенку попробовать себя в режиме допобразования: посещать музеи, экскурсии, участвовать в различных проектах. Нужно узнать, что ему нравится, а что нет, что удается, а что нет. Начиная с 5-6 класса ребенок учится выбирать курсы, делать проекты из разных областей. Он смотрит на разные предметы с разных точек зрения. Если это не происходило с ним, ничего страшного, можно сделать это в 8-м классе. Мой совет: весь год потратить на то, чтобы он выбрал свою профилизацию. Если у него выбор потом изменится, ничего страшного. Это штатная ситуация, дети меняют профориентацию в 9 классе.

      14 сентября 2018 в 16:26 Ответить
  • Кристина
    2

    Добрый день, в этом году, переехали в Москву, и школьная программа сильно отличается, от той которую преподавали ранее. Ребенок не успевает, никак не может влиться, жалуется, что очень сложная программа и ни с кем еще не подружился. Как его можно поддержать? и помочь подтянуть успеваемость?

    13 сентября 2018 в 18:41 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Рекомендация будет носить общий характер, нет возраста ребенка. Ключевым фактором является: еще ни с кем не подружился, и второе — жалуется. Здесь играет роль наша эмоциональная жалость, страх, стремление помочь ребенку. Нужно сосредоточиться на выстраивании отношений со сверстниками, если это удастся, то сама по себе сложная программа будет осваиваться проще. Что касается успеваемости. Надо понять, где не получается больше всего и насколько это критично. Ребенку нужен опыт успеха. Если он по одному предмету станет успешен, то в 9 случаях из 10, он справится сам. Плохо если он не справляется ни по одному предмету. Когда ребенок почувствует, что у него что-то получается, то справится и с остальным. Нужно выбрать наиболее важный предмет, за него зацепиться, и потом развиваться по всем остальным.

      14 сентября 2018 в 16:32 Ответить
  • Полина П.
    1

    Здравствуйте, моя дочь перешла в 4 класс. От подруги услышала, то что в разных школах программа в 5 классе и далее очень сильно различается. И нужно уже сейчас готовить ребенка к поступлению в престижную школу, со сложной программой. Лучше сейчас потратиться на репетиторах, чем потом к классу 8-9. Как Вы считаете? стоит ли переводить ребенка в другую школу?

    13 сентября 2018 в 18:47 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Не надо переводить ребенка в престижную школу только потому, что она престижная. Представление о престиже школы в глазах родителей сильно отличаются от того, что нужно ребенку. В 8-9 классе можно сосредоточиться на профильной подготовке, это не поздно. Время между 5 и 9 классом я бы потратил на допобразование ребенка и вложился в его общее развитие, не в репетиторов, не в успех, а в общее развитие. Это спорт, художественная культура, расширение кругозора. Эта база будет нужна и в 8-9 классе. Дальше на этой базе в 9-м классе можно думать в какую школу поступать. Сейчас большинство школ Москвы реализуют программу углубления, начиная с 8-9 класса.

      14 сентября 2018 в 16:34 Ответить
  • Кристина М.
    2

    Дочка пошла в 11 класс, а мы до сих пор не нашли репетитора. Разговаривала с коллегами на работе у которых дети уже закончили школу и тут возник вопрос, что эффективнее, ходить на подготовительные курсы при университете, в который планируем поступать или непосредственно брать репетитора?

    13 сентября 2018 в 18:49 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      В 9 случаях из 10 эффективней репетитор. Он отрабатывает ошибки ребенка, темы, которые у него западают. Это важно. Подготовительные курсы при университете они эту задачу решить не могут. Если выбирать между подготовительными курсами и репетиторами, я бы выбрал репетитора. Это важнее.

      14 сентября 2018 в 16:34 Ответить
  • Марина
    0

    Начался учебный год и в школе так много задают ребенку, что он целыми днями, то в школе, то на продленке, то делает домашнее задание. Очень переживаю, что мало отдыхает, мало спит, но пока сам не жалуется не вмешиваюсь. Как Вы считаете, лучше поступить в такой ситуации, ребенок в 6 классе?

    14 сентября 2018 в 11:39 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Самое главное: если он не жалуется, не вмешиваться. Должен быть опыт преодоления трудностей. Когда будет жаловаться, спросить какая нужна помощь. Попытаться ее оказать. Опыт преодоления трудностей важнее, так формируется характер.

      14 сентября 2018 в 16:35 Ответить
  • Антон Владимиров
    0

    Добрый день! моя дочка перешла в 10 класс. Класс расформировали, собрали новый. И до 10 класса, она училась хорошо, хорошо сдала экзамены. А теперь из-за нового класса, ходит в школу с неохотой. Сейчас сложно понять за две недели, но боюсь, что с таким настроением снизится успеваемость. Что сделать, перевести в другую школу? Но думаю, это не выход. Учителя сильные, хорошие. Школа рядом с домом.

    14 сентября 2018 в 11:51 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Из сказанного картинка выглядит так: дочка была успешна в 10-м классе, у нее был авторитет, она гордилась собой и достигла некоторой планки успешности. Класс расформировали и малого того, что нет старых друзей, она оказалась в классе, где таких как она много. Заново надо завоевывать свой авторитет и среди учителей, и среди сверстников — это вызов, с которым не всегда хочется сталкиваться. Если девушка привыкла, что ее хвалят, она оказалась в некомфортной ситуации. Надо правильно понять: надо ее психологически поддержать. Объяснить, что так дальше всегда будет в ее жизни, она будет сталкиваться с новой аудиторий, где она не обязательно будет пользоваться успехом. Где много людей, которые не хуже нее подготовлены, а может наоборот, более образованы. Это важный и хороший опыт. Не надо никуда уходить, если школа рядом с домом, сильные учителя, надо помочь дочке с этим психологическим вызовом справиться.

      14 сентября 2018 в 16:38 Ответить
  • Roma
    0

    Подскажите, как отвлечь ребенка от компьютера?

    14 сентября 2018 в 11:54 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Риск компьютера заключается в том, что он отрезает ребенка от реальной жизни и реального общения. Происходит это за счет того, что он погружает ребенка в игру, а также дает возможность быть успешным в игре. Что не всегда бывает в реальной жизни. Ребенка привлекает игра. Это означает, что надо помочь ему играть и быть успешным без компьютера. Игр много. Это и спортивные, ролевые, психологические, интеллектуальные, театр. Главное их отличие, что он там сталкивается с живым общением. Как это сделать? Ребенок умный, его не проведешь. Играть он будет только в том случае, если эта игра интересна для него и других участников игры. Его невозможно просто вытащить и сказать: хватит, теперь иди играй во что-то другое. Игру нужно самостоятельно организовать. Если это девочка, то можно найти театральные, художественные факультативы, занятия и вместе обсуждать что получается, а что нет. Если мальчишки, то начать со спорта. Он должен увидеть заинтересованность взрослых в той игре, в которую он играет. Если они продемонстрируют, что эта игра для взрослых тоже важна, он будет в нее играть.

      14 сентября 2018 в 16:40 Ответить
  • Оксана Е.
    0

    Добрый день!

    Ребенок учиться в 9 классе. На протяжении всей учебы школа организует много спортивных и развлекательных мероприятий (соревнования, концерны, выставки работ учеников) стараемся везде участвовать, хотя ребенок очень загружен.Как вы считаете пригодиться ли в дальнейшем такая активность или может сильно сказаться на успеваемости (сейчас учиться на 4-5). Думаю в 10-11 классе больше переключить внимание на учебу, все таки надо будет готовиться к экзаменам и поступлению серьезнее?

    14 сентября 2018 в 13:54 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Если ребенок учится хорошо, то главная трудность, с которой он сталкивается, что он не сразу знает, кем он хочет быть и кем хочет стать. Ученица как-то сказала: «Вы учите меня предметам, мне нужно объяснить кто я. Когда вы это объясните, я сама справлюсь со всем остальным». Ребенок в этом случае прав. Вся деятельность, помогающая старшекласснику определиться с тем, кто он, носит приоритетный характер. Кульминация этой работы должна приходиться на 10 класс, когда это можно сделать качественно. Существуют психологические возможности.. До завершения 10 класса не нужно не от чего отказываться. Понятно, нужно заниматься профильными предметами. Но жизнь после уроков должна быть. Если ребенок успешен в учебном процессе, активен в общественной жизни, он в 11 классе все сделает сам. Ему нужно будет только помочь, подстраховать с ресурсами, временем, психологически. Загонять его в подготовку к ЕГЭ раньше времени не надо.

      14 сентября 2018 в 16:47 Ответить
  • Юлия Борисовна
    0

    Здравствуйте.

    У наша школа также как и в прошлом вопросе организует много мероприятий, только кроме детей стараются и родителей привлекать. Мы с мужем чисто физически сейчас не успеваем подключаться и приходить на концерты и готовить свои сценки и выступления. Ребенок очень переживает, что это может как то сказаться на его успехах. Может ли такое быть? Стараетесь ли вы привлекать родителей к школьным мероприятиям? На сколько наше участие необходимо?

    14 сентября 2018 в 13:58 Ответить
    • Наумов Леонид
      0

      Правильно, что школа привлекает родителей. Родители посмотрят школу с точки зрения организации жизни, и учителя посмотрят на родителей в непривычных ситуациях. Это правильно и хорошо. Могу школу в этом поддержать. Конечно, это никак не повлияет на успеваемость ребенка, если школа смогла вовлечь родителей в это мероприятие, не будет использовать против ребенка, то что родители не принимают участие в школьной жизни. Ребенок хочет гордиться своими родителями. У одноклассников они выступали, они успешны, ребенок хочет тоже гордиться своими родителями. У него есть стремление подтолкнуть родителей к участию.

      14 сентября 2018 в 16:46 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход